На неделе в центре внимания Президента была недостаточно эффективная работа обувных и кожевенных предприятий.
Необходимость модернизации ряда производств назрела давно: из-за изношенности фондов обувные фабрики испытывают дефицит сырья, что существенно сдерживает объемы выпуска готовой продукции. В прошлом году белорусы купили 18 миллионов пар обуви. Однако отечественные предприятия закрывают лишь половину внутреннего рынка. К тому же используют немало импортной составляющей. Совещание запомнилось не только обилием актуальных проблем, но и резкой критикой правительства: предложения по развитию отрасли не устроили Президента, губернаторов и руководителей крупнейших обувных фабрик. По мнению Александра Лукашенко, кожевенные и обувные предприятия должны приносить в страну валюту, а не наращивать отрицательное сальдо.
Сергей Гусаченко с подробностями жесткого разговора. Уменьшенные модели - это, конечно, не копия производственных образцов со всего мира. Впрочем, среди трех сотен пар дизайнеры предприятия, говорят, черпают вдохновение. На производственной линии ярких красок поменьше. Роботизированная техника отпускает 450 пар в смену - наличие такого оборудования редкость для мебельных фабрик страны. В этом году здесь произвели уже более полумиллиона пар из эстонской кожи, меха из Уругвая и других комплектующих, которые приехали за тысячи километров, но стоят почти вдвое дешевле отечественных. (Галина Белевич, генеральный директор СП ЗАО "Отико") Покупать больше белорусского здесь и рады, но говорят, не складывается экономика: повысить цены, значит, потерять рынки. Кожевенным предприятиям необходима модернизация - нужного сырья на всех обувщиков попросту не хватает. (Галина Белевич, генеральный директор СП ЗАО "Отико") Директор обувного холдинга "Луч" не скрывает: белорусские комплектующие подходят только для обуви эконом либо среднего класса. (Николай Стриж, генеральный директор МО ОАО "Луч") На вопросы съемочной группы Николай Стриж отвечает как раз перед заседанием наблюдательного совета. На повестке дня увеличение экспорта и объемов производства. (Николай Стриж, генеральный директор МО ОАО "Луч") Всего в Беларуси более 60 производителей обуви. Наиболее крупные входят в концерн "Беллегпром". В себестоимости продукции зашкаливает доля импорта, даже на самых известных фабриках показатель доходит до 70%. При этом лучшее белорусское сырье уходит на экспорт, а белорусским производителям зачастую достается некондиция. На первый взгляд в обувной отрасли все вроде не так уж плохо. Обувные предприятия работают рентабельно, увеличивают прибыль и вовремя платят зарплату. Однако последние 10 лет в цифрах - сплошной регресс. Производство обуви упало с 16 до 13 миллионов пар в год. В свою очередь импорт за этот период вырос более чем в 10 раз - до 11 миллионов пар, а это свыше 200 миллионов долларов. Накопившиеся вопросы и стали главной темой совещания у Главы государства. Тон вышел резким, ведь в отрасли очевидны как экономические, так и технологические проблемы. Виноваты в них, в том числе, и сами обувщики, которые в свое время стали завозить не только сырье, но и зарубежные заготовки для обуви. Собственное производство постепенно свелось лишь к одной технологической операции - приклейке подошвы. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Невысокое качество и недостаточный ассортимент, пожалуй, главные претензии потребителя. С 2005 снижается экспорт, а на внутреннем рынке импортной является уже каждая вторая пара обуви. Правительство предлагает создавать интегрированные холдинги, объединив обувные и кожевенные предприятия. Первые помогут вторым в модернизации и смогут работать, дополняя друг друга. Впрочем, инвесторов пока нет, собственных средств, очевидно, не хватит, к тому же против проекта и губернаторы, и сами промышленники. По мнению Петра Прокоповича, правительство и так упустило много времени. (Петр Прокопович, помощник Президента Республики Беларусь) Лидеры обувной промышленности работают в Витебской области. Им также не хватает отечественного сырья. Александр Косинец предлагает создать холдинг на базе местного мехового комбината: тогда объекты не будут разбросаны по стране. Средства на модернизацию - как со стороны инвестора, уже идут переговоры с южнокорейской компанией, так и со стороны белорусских производителей. Президент идею одобрил и пообещал бизнесменам всяческую поддержку. При этом к 2015 два витебских предприятия - "Белвест" и "Марко" должны увеличить объем производства втрое - до 12 миллионов пар. (Александр Косинец, председатель Витебского областного исполнительного комитета) (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) А вот проект правительства подвергся серьезной критике: предложения команды Михаила Мясниковича назвали кабинетными. По мнению Президента, работа в данном направлении провалена: стране искусственные холдинги не нужны. Глава государства предостерег премьера от формальных подходов в дальнейшем. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Исправлять ошибки правительства поручено Главе Администрации Президента Андрею Кобякову и помощнику Главы государства Петру Прокоповичу. Все идеи необходимо сформулировать в конкретные предложения, и уже до конца месяца документ должен лежать на столе Главы государства. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Для многих европейских стран производство обуви не только серьезные доходы, но и имидж, который формируют известные бренды. Мощности белорусских предприятий загружены лишь на 70%, а дизайн порой оставляет желать лучшего. Между тем на внутреннем рынке конкуренция будет только расти, учитывая ЕЭП и вступление России в ВТО. Так что с принятием эффективных решений есть смысл поторопиться.