Из трех подписанных Беларусью документов о малом приграничном движении заработало только соглашение с Латвией. Польша и Литва все еще ожидают от белорусской стороны уведомлений о завершении всех необходимых процедур. Эксперты полагают, что реализация соглашений не начнется до тех пор, пока не улучшатся отношения между Беларусью и Евросоюзом.
Все соглашения были подписаны еще в 2010 году. Польша ратифицировала документ в том же 2010-м, Литва — в 2011-м. И Польша, и Литва уведомили Беларусь о завершении всех необходимых процедур. Однако аналогичных уведомлений от Беларуси не получено до сих пор. Исключением стала Латвия, соглашение с которой вступило в силу 1 февраля 2012 года.
Представители Польши и Литвы неоднократно призывали белорусские власти начать реализацию подписанных соглашений. Кроме того, более 600 жителей Брестской области подписали петицию с требованием ускорить реализацию соглашения. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки до сих пор.
Как заявил 18 октября на брифинге пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных, белорусская сторона пока не готова к запуску соглашения с Польшей о приграничном движении. «Политика, которую проводит польский истеблишмент в двусторонних отношениях с Беларусью, формирует весьма неблагоприятный климат, и мы пока, к великому сожалению, не готовы двигаться в этом направлении», — сказал представитель МИД.
Что касается аналогичного соглашения с Литвой, то, как сообщил Савиных, сейчас осуществляется «анализ и накопление практического опыта применения» аналогичного соглашения с Латвией. В этой работе задействованы различные ведомства и территориальные структуры, добавил он. Работа продлится до конца текущего года, после чего «будет повторно рассмотрен вопрос об оптимальных сроках вступления в силу соглашения с Литвой».
Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько даже призвал Польшу начать реализацию документа о малом приграничном движении в одностороннем порядке.
Однако посол Польши в Беларуси Лешек Шерепка на недавней пресс-конференции в Минске пояснил: «К сожалению, в одностороннем порядке это сделать невозможно. Дело в том, что проживающие на приграничной территории должны получить специальный документ. Если мы это сделаем односторонне, то Беларусь просто не будет признавать эти документы».
Политолог Андрей Елисеев из Белорусского института стратегических исследований напоминает: официальные белорусские представители неоднократно подчеркивали, что запуску соглашений мешают политические причины, в том числе позиция, например, руководства Польши в отношении Беларуси.
«Кроме того, есть опасения в отношении того, как будут действовать эти договоры. Ранее было заявлено, что Беларусь намерена сначала обкатать соглашение с Латвией, где наименьшая приграничная зона и меньше людей смогут воспользоваться им. Так что, если даже что-то пойдет не так, то издержки будут небольшими», — сказал аналитик в интервью БелаПАН.
Стоит отметить, что ранее, когда Еврокомиссия делала предварительную оценку статуса соглашений, предполагалось, что вначале начнут действовать договоры с Литвой и Польшей, а затем присоединится Латвия. «Именно на переговорах с Латвией черновой договор имел больше неурегулированных вопросов. Но вышло все совсем наоборот», — отметил эксперт.
Еще одной причиной затягивания вопроса Елисеев назвал «некоторые опасения белорусских властей по поводу большей открытости страны и большего количества контактов».
«Ведь в случае с Литвой и Польшей речь идет о довольно больших приграничных зонах. Если посмотреть на действие аналогичного соглашения между Украиной и Польшей, то там налицо значительное увеличение посещений приграничной территории Польши украинцами», — сказал аналитик.
Очевидно, что запуск этих соглашений повлечет за собой и некоторые экономические изменения. «Люди, живущие на приграничных территориях, получат возможность чаще ездить в Литву и Польшу, закупаться там товарами. А некоторые категории товаров там намного дешевле, чем в Беларуси. Тут нужно в комплексе оценивать и экономический эффект, а я сомневаюсь, что белорусские власти сделали это», — подчеркнул Елисеев.
Политолог также напомнил: посол Беларуси в Литве Владимир Дражин как-то заявил, что Латвия в отличие от Литвы, которая активно поддерживала санкционную позицию ЕС в отношении Беларуси, вела себя по-другому, поэтому с Латвией договор запущен.
Елисеев отмечает, что Латвия действительно более сдержана в белорусском вопросе, но ни в коем случае нельзя сказать, что она отстранилась от общеевропейской позиции по Беларуси. «МИД Латвии также периодически делает критические заявления по Беларуси. Латвия, естественно, в рамках Совета ЕС поддерживала введение санкций. Возможно, имеет значение, что в медийной сфере она не так рьяно выступала по белорусскому вопросу», — предположил собеседник.
Елисеев также считает, что есть еще и некий психологический момент в вопросе введения в действие соглашений с Польшей и Литвой. «ЕС проводит политику, направленную, с одной стороны, на изоляцию властей, а с другой — на усиление и активизацию контактов между людьми. Если официальный Минск запустит эти соглашения, то фактически подыграет ЕС, спляшет под его дудку», — резюмировал Елисеев.
В свою очередь, политолог Юрий Чаусов отмечает, что Минск рассматривает вопрос о запуске этих соглашений в общем политическом контексте белорусско-европейских отношений. «Реализация соглашений видится белорусской стороне как своеобразная уступка ЕС, которая может быть сделана только тогда, когда будет перезагрузка отношений, разрядка напряженности», — сказал аналитик в интервью БелаПАН.
Латвия, безусловно, в какой-то степени рассматривается Минском как лоббист более конструктивного подхода к белорусскому вопросу. Но что касается непосредственно соглашений о приграничном движении, то латышскому проекту, пожалуй, просто повезло: его успели реализовать в удачный момент, полагает Чаусов. А польский проект, например, тормозится из-за жесткой позиции Варшавы как провайдера европейской политики в отношении Беларуси.
«В целом же решение вопроса по этим соглашениям зависит от политической атмосферы между Минском и Брюсселем. Пока мы видим, что еще на год оставлены в силе санкции ЕС в отношении Беларуси. Это означает, что вряд ли в течение этого года можно будет говорить о полномасштабном потеплении», — прогнозирует Чаусов.
С другой стороны, если в Брюсселе возобладает мнение о бесперспективности дальнейшей политики давления на белорусский режим, тогда стороны могут перейти от обмена ударами к политике «уступка за уступку», считает аналитик. «Но в этом отношении, конечно, первая уступка, которую белорусская сторона должна сделать, — это вопрос с политзаключенными, то есть следует продолжить и завершить их освобождение. Тогда можно говорить, что со стороны ЕС ожидаются какие-то уступки», — сказал Чаусов.
Говоря о позиции Латвии, Литвы и Польши, собеседник отметил, что две последние страны «более ангажированы в белорусские дела». Он добавил, что «там тоже есть разные политические силы, партии, разные взгляды на перспективы развития белорусско-европейского конфликта. Если исходить из этого, то первой кандидатурой на реализацию проекта о малом приграничном движении могла бы сейчас стать Литва, занимающая более взвешенную позицию по сравнению с Варшавой».
Он подчеркнул, что с Польшей сложность еще в том, что «официальная Варшава видит себя главным специалистом, главным экспертом ЕС по белорусскому вопросу и ныне лоббирует более жесткий подход».
В целом же, отметил политолог, сейчас мяч находится на белорусской стороне, которая должна если не освободить всех политзаключенных, то продемонстрировать возобновление процесса их освобождения.
«Сейчас многие говорят о том, что какие-то переговоры между Беларусью и Западом ведутся, были встречи представителей МИД Беларуси с представителями США и ЕС. Там акцент делался на экономические вопросы, но не исключено, что в рамках этих встреч поднимались и политические вопросы, то есть снятие тех политических препятствий, которые существуют для программ модернизации и кредитования белорусской экономики», — сказал Чаусов.
Эксперт особо подчеркнул, что Минску не удастся избежать решения вопроса с политзаключенными.