Вызовы и риски. 21.by

Вызовы и риски

08.01.2013 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Потенциал экономических реформ, начатых почти 35 лет назад в Китае Дэн Сяопином, практически исчерпан. Недавнее Центральное совещание по экономике, наметившее политику в этой области на 2013 год, дает ясный сигнал: перемены назрели, а в наступившем году китайская экономика столкнется с серьезными вызовами и рисками. Опираться лучше на свои силы — это не идея чучхэ, а новая политика партии и правительства. Заграница им вряд ли поможет. Наоборот: Китай будет ощущать замедление мировой и неопределенность европейской экономик, а также столкнется с растущим торговым протекционизмом. Есть факторы риска и внутри страны: избыток производственных мощностей, рост себестоимости продукции, слабый потенциал в сфере самостоятельных разработок и инноваций, скрытые проблемы в финансовой сфере (включая перманентный рост курса юаня).


Внешний долг Китая на конец сентября 2012 г. составил 770,83 млрд. долларов США. Это, конечно, немного по сравнению с имеющимися (самыми, между прочим, большими в мире) золотовалютными резервами — 3,3 трлн. долларов США. Другой вопрос, что 70% этих резервов — облигации США и другие активы в американских долларах, остальное — активы в евро. Доллар и евро девальвируются, юань растет — покупательная способность золотовалютных резервов неизбежно снижается. Заграница не то что не поможет — скорее, радостно подставит ножку.


Несмотря на то что Китай — вторая экономика в мире, ВВП на душу населения едва превышает 5.000 долларов США, и страна вот–вот угодит (некоторые экономисты считают, что уже угодила) в «ловушку средних доходов» — это когда государство, достигнув определенного уровня развития, никак не может сделать следующий шаг вверх по лестнице, ведущей к лучшей жизни.


Главными движущими силами роста экономики в наступившем году объявлены урбанизация, инвестиции в инфраструктурное строительство и рост внутреннего потребления. Взрывной рост — явно в прошлом, Китай ищет новую модель, «более сбалансированную и качественную». Если раньше экономисты и — что важнее — члены Политбюро ЦК КПК говорили о «сохранении стабильного и быстрого развития экономики», то теперь акцент перенесен на «осуществление продолжительного и здорового экономического развития, претворение в жизнь социального мира и стабильности».


Для пришедшего к власти в ноябре 2012 г. нового руководства компартии в экономике важны не столько цифры, сколько качество роста. Поэтому вполне вероятно, что целью роста ВВП на наступивший год будут заявлены те же 7,5%, что и в ушедшем. А вот качество роста должно измениться: руководство страны пытается реструктуризировать экономику, ослабив доминирование государственных компаний (частные предприятия, например, в ушедшем году показали значительно лучший рост внешней торговли) и сделав акцент на внутреннее потребление вместо экспорта.


Приоритетная задача — ускоренная урбанизация. Сегодня ее коэффициент в Китае — 50%, что намного меньше, чем в развитых странах мира (около 80%). Всемирный банк предполагает, что доля городского населения Китая к 2030 г. составит 70%.


Ожидается, что широкомасштабная урбанизация и связанные с ней крупные проекты дадут мощный толчок экономике, которая в наступившем году может вырасти на 8,4% (по предварительным оценкам, рост за 2012 год составил около 7,9% — самый низкий показатель с 1999 г.). Каждый процент урбанизации подразумевает как минимум 1,3 млн. новых горожан, каждый из которых потратит минимум 16 тыс. долларов на инфраструктуру. Серьезная цифра, обещающая таки рост внутреннего потребления.


Китай внимательно анализирует ситуацию в сфере одного из главных своих преимуществ — дешевой рабочей силы. Во–первых, потому что она становится все более дорогой (с начала этого года минимальная оплата труда в Пекине повышена до 225 долларов США в месяц), а во–вторых, потому, что политика ограничения рождаемости дала свои плоды: демографическое преимущество, которое Китай имел все предыдущие десятилетия, исчезает — через несколько лет молодых рабочих рук будет уже не хватать. Это, в свою очередь, означает, что экстенсивная модель роста экономики — больше производим, съедаем ресурсы и природу — себя исчерпала. Акцент переносится на ускорение модернизации, усиление роли инноваций, поддержку государственных научно–технических проектов (в это вкладываются огромные деньги) и контроль за высоким уровнем загрязнения и энергопотребления.

Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Об экономике Китая
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика