Положение дел в потребкооперации сегодня стало объектом внимания Главы государства.
Выступая на отчетном общем собрании представителей и членов Белкоопсоюза, Президент обратил внимание на хроническое нерешение проблемных вопросов этой отрасли и то, что ее организации постепенно утрачивают позиции на рынке промышленной продукции. Торговля и общепит должны предоставлять гораздо более качественные услуги. А местная власть помогать в решении наболевших проблем. За анализом ситуации в отрасли наблюдал наш корреспондент Иван Михайлов.
Сегодня потребительская кооперация - это огромная машина. 336 юридических лиц, собранных под этим брендом, занимаются оптовой и розничной торговлей, общественным питанием, закупкой сельхоз- и дикорастущей продукции, производством пищевых продуктов и многим другим. Только представьте, она обслуживает 3,5 миллиона человек или 37% всего населения страны. На ее долю приходится почти 9% розничного товарооборота. Причем эту организацию вполне можно назвать сельской. Ведь 65% ее клиентов - жители деревни. Разумеется, что каждый желает в первую очередь показать то, чем может гордиться. Сегодня любой, кто оказался в фойе Дворца Республики, попал на мини-выставку достижений. Посмотреть и вправду было на что. Вот стенд одной из самых разветвленных отраслей Белкоопсоюза - общественного питания. Судя по экспозиции, здесь давно ушли от знаменитого бутерброда с селедкой. Торты, мясные изделия, гарниры, приготовленные методом шоковой заморозки - это ноу-хау предприятия, способны храниться несколько месяцев, не теряя ценных качеств. Для сельской местности, на которую приходится львиная доля продаж, вещь незаменимая. (Александр Гошко, начальник отдела общественного питания Белкоопсоюза) В последние годы белорусская розница, да и опт, сделали гигантский шаг в своем развитии. В стране тысячами открываются магазины пошаговой доступности, гипермаркеты, предостаточно рынков. Конкуренция нешуточная и чтобы держаться на плаву, Белкоопсоюз, по словам его представителей, делает все, что может. В Гродно пошли своим путем. Из 60 юридических лиц создали одно. Цель одна - объединение капиталов. (Станислав Микша, председатель правления Гродненского областного потребительского общества) Белкоопсоюз всегда был на особом контроле и у Президента страны. Красноречивый факт - Александр Лукашенко присутствовал на собраниях и в 1999 и в 2004 годах. Год 2013 не стал исключением. Президент снова в зале. Первый за трибуной председатель правления Белкоопсоюза. Сергей Сидько говорит об успехах - финансовое положение заметно улучшилось. Прибыль в прошлом году - 459 миллиардов рублей. Все организации сработали рентабельно. Впрочем, председатель правления просит не успокаиваться, перейдя к самокритике. Ведь зарабатывать можно гораздо больше, было бы желание. (Сергей Сидько, председатель правления Белкоопсоюза) О том, что с закупкой сельхозпродукции, да и с торговлей в Белкоопсоюзе не все в порядке, говорят и следующие выступающие - вице-премьер Михаил Русый, работники организации, некоторые из губернаторов. Борис Батура настаивает на реформах, раскрывая простую формулу успеха. (Борис Батура, председатель Минского облисполкома) Разговор получается довольно конструктивным. Выступали все, кто вовлечен в деятельность Белкоопсоюза на самых разных уровнях - от губернаторов до заведующих магазинами. Тамара Крывец возглавляет один из них в Бобруйском районе. В продолжение разговора о закрытии нерентабельных объектов она напоминает, что магазин в деревне, больше чем магазин, особенно для пожилых покупателей. (Тамара Крывец, заведующая магазином "Промтовары" Бобруйского райпо) Без потребительской кооперации сегодня трудно представить жизнь сельчан, говорит в начале своего выступления Глава государства. Ведь это единственный постоянный источник обеспечения местных жителей товарами. По мнению Александра Лукашенко, в работе Белкоопсоюза есть позитивные моменты, но и проблем предостаточно. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Сегодня более 700 торговых объектов потребкооперации на селе не эксплуатируются. Главная причина всех неудач, говорит Президент, отсутствие хватки и предприимчивости. Белкоопсоюз привык к тепличным условиям, надеясь на помощь государства в сохранении монопольного положения на селе. Так продолжаться вечно не может. Президент призывает активно идти в города, на автотрассы с крупными и не очень объектами торговли - отвоевывать рынок у частника. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Еще одна проблема, о которой говорит Президент, качество обслуживания. Люди крайне не удовлетворены сельскими магазинами и заготовительными организациями. Затронул Глава государства и систему работы автолавок. Требования Александра Лукашенко - в деревни без магазинов они должны приезжать не реже 3 раз в неделю. Глава государства также требует создать систему оптовых закупок. Здесь подвижки есть, но они совсем незначительные. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Подверглась критике Президента недостаточное оказание помощи Белкоопсоюзом в развитии личных подсобных хозяйств. Ведь это один из резервов увеличения доходов населения. Страна аграрная и здесь нужно более активно действовать на рынке, договариваться с крестьянином о выращивании продукции, заключать договоры, закупать, перерабатывать и продавать. Цепочка проста, правда, здесь есть одно но - все еще хромает система хранения урожая в межсезонье. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Еще один бич, и об этом в своих выступлениях говорили губернаторы, - технологическая отсталость производственных предприятий союза. Как правило, это небольшие цеха с устаревшим оборудованием. А это и отсутствие качества продукции, и ее высокая, в виде издержек, стоимость. Как результат, запасы готовой продукции на складах за истекший год увеличились вдвое. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Президент в ходе выступления несколько раз, говоря о задачах Белкоопсоюза, акцентирует внимание на творческом подходе к делу. И вправду, в современном мире только таким образом можно выделиться из огромной массы конкурентов и завоевать покупателя. Глава государства рекомендует при производстве и продуктов питания, и промышленных товаров делать ставку на ее национальный колорит. Эта тема была и будет востребована. Разговор заходит об экспорте - его объемы тоже далеки от потенциала. (Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь) Вообще, маркетинг - ахиллесова пята госторговли. Глава государства призывает действовать на рынке более агрессивно. Использовать, например, ее территориальное положение и строить объекты придорожного сервиса. Стоит еще раз посмотреть на структуру организации. Возможно, здесь стоит продолжить ее оптимизацию. Особое внимание Президент обратил на взаимодействие местных органов власти с торговлей - ей необходимо помогать, но и жестко контролировать. Государство поможет потребкооперации, но только под определенный результат. В завершение выступления Президент попросил провести собрание максимально конструктивно, без пафоса и формальностей обсудить все проблемы и, главное, выработать пути их решения. Собрание показало, что проблем в белорусской потребкооперации - вагон и маленькая тележка. Обнадеживает то, что в Белкоопсоюзе это признают, не пряча за красивыми цифрами стратегические упущения. Задачи понятны, поддержка государства гарантирована, дело осталось за малым - взяться и выполнить хотя бы часть из того, что наметили участники собрания.