Официальный Минск явно не прочь разморозить отношения на западном направлении. Избрание нового папы римского и последовавшие теплые поздравления от белорусских властей напомнили о роли посредника, которую Ватикан уже играл во время белорусско-европейской разрядки в 2009 году.
Посол Беларуси при Святом Престоле Сергей Алейник 20 марта обсудил с представителями Ватикана перспективы развития двусторонних отношений.
Эксперты отмечают эволюцию в подходе белорусских властей к католической церкви как внутри страны, так и во внешней политике в последние годы. Вместе с тем, переоценивать возможности Ватикана как посредника в переговорах с Европой не стоит.
Опора на две конфессии прочнее
Согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9% населения считают себя верующими. Из них 73% принадлежат к Русской православной церкви, 12% причисляют себя к Римско-католической церкви.
По данным портала католической церкви Catholic.by, прихожан у белорусского костела еще больше — 1 402 605, или 15% населения Беларуси.
Долгое время казалось, что власть недооценивает вторую по величине христианскую конфессию в стране, сосредоточив свое внимание на прочных отношениях с лишь православной церковью.
Аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов считает это объяснимым: «Православная церковь исторически более связана с государством и зачастую выступает легитимирующим инструментом власти».
Политолог, редактор интернет-портала «Царква»Наталья Василевич также отмечает: «Резкое изменение отношений беларусских властей в публичном поле к Римско-католической церкви произошло в 2008 году, когда состоялся визит в Беларусь госсекретаря Ватикана Торчизио Бертоне».
Белорусская власть осознала, что снимать политические сливки можно и наладив дружеские отношения с костелом внутри страны. Ведь влияние духовных лидеров на верующих достаточно велико.
Вполне логичной считает такую позицию властей Денис Мельянцов: «На протяжении последних пяти лет можно видеть, как белорусское руководство пытается и риторически, и политически подчеркнуть хорошие отношения и с католическими иерархами, и с белорусскими католиками».
Универсальный посредник
Улучшение отношений между властями и костелом внутри страны совпало с налаживанием связей официального Минска с Ватиканом. В 2008 году в высоких кабинетах начали даже поговаривать о заключении конкордата с католической церковью.
В это же время началось заметное потепление в отношениях Беларуси с Евросоюзом. Не все площадки для коммуникации были открыты, но Ватикан стал одной из них. В апреле 2009 года состоялся визитАлександра Лукашенко к папе римскому Бенедикту XVI.
Многие тогда расценили эту аудиенцию как выполнение Святым Престолом посреднической функции. «Ватикан — это хрестоматийный пример посредничества, официальный Минск видит его как «игрока над всеми», незаинтересованную сторону», — считает Денис Мельянцов.
Однако медовый месяц в отношениях с Ватиканом длился не так долго. Наталья Василевич уверена: «Этот визит и стал кульминацией «поворота к Римско-католической церкви», начавшегося с визита кардинала Бертоне». По словам политолога, «далее все публичные реверансы в ее сторону пошли на спад и даже превратились в разочарованные упреки».
Эксперт имеет в виду слова Александра Лукашенко на встрече с кардиналом Куртом Кохом в ноябре 2011 года: «От католической церкви и лично от папы римского Бенедикта XVI мы ждем большего в защите наших интересов, особенно на Западе».
Наталья Василевич делает вывод: «Белорусские власти, идя на некоторое ослабление жесткого режима в отношении Римско-католической церкви с 2008 года, делали это в расчете на внешнеполитические дивиденды».
А когда отношения с Европой пошли на спад после событий декабря 2010 года, поубавилось энтузиазма и в вопросе белорусско-ватиканской дружбы. Теперь же власть снова прощупывает западное направление и начать решила с традиционного медиатора.
Вероятно, не случайным стало разрешение апостольскому нунцию архиепископу Клаудио Гуджероттипосетить политзаключенных в белорусских тюрьмах в сентябре 2012 года. Такого власть не позволяла другим дипломатам западных государств, так что еще раз было подчеркнуто особое отношение к посреднической роли Ватикана.
Без выпуска политзаключенных и Святой Престол не поможет
Приход нового понтифика едва ли как-то скажется на развитии отношений Беларуси и Святого Престола. По мнению Дениса Мельянцова, «не играет роли личность конкретного папы».
Так же считает и Наталья Василевич: «Избрание нового папы вряд ли будет непосредственно способствовать динамике в ситуации застоя». По словам собеседницы БелаПАН, у Ватикана есть постоянные интересы по защите своих верующих, а от личности главы католической церкви мало что зависит.
Визит папы-аргентинца в Беларусь тоже маловероятен, считает политолог: «Бело-красно-белые флаги на интронизации нового папы намекают на то, во что может вылиться его приезд».
На пути нового потепления отношений есть еще одно препятствие — позиция Русской православной церкви. В прошлый раз Лукашенко, заявившего о своих планах провести на белорусской земле чуть ли не экуменический конгресс патриарха и понтифика, одернули из Москвы: в посредниках не нуждаемся.
Ранее представители православной церкви неоднократно выказывали недовольство по поводу прозелитизма костела на канонических территориях РПЦ.
Да и Ватикан в сегодняшней ситуации мало что может предложить белорусским властям в вопросе размораживания отношений с Европой. Та убеждена, что мяч на стороне официального Минска — нужно освобождать политических узников. Без этого никакой Ватикан не поможет.