Москва устроила белорусскому руководству легкую головомойку. Российский посол Александр Суриков в дипломатичной форме дал понять, что его страна будет понуждать союзника к большей аккуратности в исполнении интеграционных обязательств. А московская газета «КоммерсантЪ» выразила удивление, что Александр Лукашенко «слетел с договоренностей» о создании в Беларуси российской авиабазы.
В опубликованном 29 апреля эксклюзивном интервьюБелаПАН Суриков отметил, что Россия прикрыла нашумевший растворительный бизнес белорусской стороны (речь идет о процветавшем год назад выгодном беспошлинном экспорте нефтепродуктов из российского сырья). А запрашиваемый Минском под маркой модернизации кредит в два миллиарда долларов если и дадут, то строго под совместные проекты.
Посол также подтвердил де-факто, что нынешнее поквартальное дозирование поставок нефти связано и с прошлогодними шалостями партнера вокруг растворителей, и с желанием сделать его более уступчивым по части объединения интересных Москве активов: «Если интеграционные инициативы нормально будут развиваться, то проблемы вряд ли возникнут».
Российские генералы не поняли юмора
Короче, Кремль поддавливает. Пока мягко. И не только в плане активов, но и в плане военного сотрудничества.
Москву неприятно удивило, что Лукашенко 26 апреля фактически дезавуировал прозвучавшее тремя днями ранее заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о намерении разместить в Беларуси к 2015 году полк своих истребителей.
По версии «Коммерсанта», Лукашенко, сказавший постфактум, что речь идет всего лишь о поставках истребителей белорусским вооруженным силам, пытался сделать хорошую мину перед НАТО.
Короче, как ни демонстрировал белорусский официальный лидер каскадом политических заявлений в годовщину Чернобыля свою легендарную ненаклоняемость, Москва усмотрела-таки реверансы перед западниками.
«…Заявления наших белорусских коллег выглядят как попытка оправдаться перед третьими лицами за нормальные отношения двух стран, — заявил источник московского издания в тамошнем Минобороны. — Мы не стали бы предавать огласке эту тему, если переговоры находились бы в промежуточной стадии. Обе стороны были об этом осведомлены на самом высоком уровне».
Если без камуфляжа, то смысл таков: раз уж договорились, теперь нечего отвиливать!
Путину не с руки перегибать
Итак, Москва прессингует белорусское руководство, добиваясь исполнения союзнических и интеграционных обещаний. Можно ли сказать, что Лукашенко прижали к стенке?
Ситуация не так однозначна, отмечают независимые эксперты. Что касается нефтяной сферы, то поддавливать российская сторона, конечно, будет, но «дело вряд ли дойдет до серьезного публичного конфликта», заявила в комментарии для Naviny.by белорусский экономический обозреватель Татьяна Манёнок.
Она отмечает: российские компании, имеющие возможность перерабатывать до половины поставляемой нам нефти на давальческих условиях, не заинтересованы в снижении ее поставок. К тому же для Кремля важно ускорить создание Евразийского союза, и это соображение в итоге перевесит прочие, прогнозирует собеседница. Поэтому, резюмирует она, Москва хоть и заинтересована в продвижении совместных проектов типа МАЗ — КамАЗ, но «не будет сильно дожимать нефтяным рычагом».
Газовое оружие для Кремля еще важнее, чем Су-30 под Барановичами
Таким образом, Лукашенко повезло, что торжественно анонсированный запуск Евразийского союза приходится именно на начало 2015 года — года президентских выборов в Беларуси. Путину так или иначе придется умасливать белорусского партнера, без которого проект не имеет смысла.
На пользу Минску и украинский фактор. Ведь если Москва станет чересчур сильно душить Лукашенко, то с Януковичем точно каши не сваришь. Напротив, надо давать Беларуси пряники, чтобы попробовать заманить Украину, за которую теперь идет геополитическая борьба с ЕС, в Таможенный союз.
Кроме того, план Москвы проложить через Беларусь вторую нитку газопровода Ямал — Европа, как можно понять из интервью Сурикова, тоже связан с непростыми отношениями России и Украины.
Посол кивает на «неустойчивое функционирование и безусловное старение украинской газотранспортной системы», но легко просчитать, что новый газовый маршрут через Беларусь — это еще и политическая страховка. И на этом обстоятельстве Минск тоже может играть. Ведь газовое оружие для Москвы еще важнее, чем Су-30, которые хотят разместить в Барановичах.
Хотя и от российской базы белорусское начальство вряд ли открутится, прогнозирует белорусский военный эксперт Александр Алесин.
Пора замиряться с буржуинами
Другое дело, что Лукашенко будет пытаться смягчить негативный пиаровский эффект от размещения авиаполка восточного союзника — как в глазах своего электората, так и в глазах натовцев. Тем более что с проклятыми буржуинами самое время замиряться на политическом фронте.
Алексей Пикулик, академический директор BISS (Вильнюс), не вполне согласен с тем, что белорусский официальный лидер в речи 26 апреля демонстрировал такую уж несгибаемость. Скорее, напротив — в своем фирменном стиле он пытался подготовить пиаровскую почву под возможное улучшение отношений с Западом.
Об этом, в частности, может свидетельствовать тезис, что европейцы поняли бесплодность санкций, отметил Алексей Пикулик в комментарии для Naviny.by. Собеседник также обращает внимание на пассаж Лукашенко о том, что более конструктивную часть его политических оппонентов можно, пожалуй, называть уже не пятой колонной, а оппозицией. Наконец, из уст официального лидера прозвучало, что «государство выдержит этих двух-трех человек, которые хотят быть героями через тюрьму».
Не исключено, что таким образом Лукашенко намекает на возможность выпустить нескольких политических заключенных и без их прошений о помиловании, говорит аналитик. Он даже допускает, что такой жест белорусское руководство может сделать, скажем, на православную Пасху.
Впрочем, зная импульсивный нрав человека, единолично принимающего решения в Беларуси, прогнозировать такие вещи — дело неблагодарное в квадрате.
Что для Москвы кисло, то Минску во спасение
Так или иначе, в условиях давления Москвы, финансовых нужд «Лукашенко выворачивается, пытается лавировать», отмечает Пикулик. По его мнению, сейчас белорусская дипломатия реализует хорошо выстроенную игру. В этом ряду — и возвращение шведского посольства в Минск после прошлогодней дипломатической войны, спровоцированной плюшевым десантом, и письмо министра иностранных дел Владимира Макея госсекретарю США о перспективах улучшения двусторонних отношений.
Добавлю, что, по данным осведомленных источников, Польша смягчает свою позицию в вопросе вывода Макея из черного списка. Так что при благоприятном развитии событий он может быть приглашен в июле в Брюссель на встречу министров иностранных дел «Восточного партнерства». Сделать такой шаг недавно уже предлагал глава латвийской дипломатии Эдгар Ринкевичс, с которым Макей, отметим, сумел пересечься 10 апреля в Витебске.
Москва наверняка будет не в восторге, если Минску удастся разблокировать западный вектор. Лукашенко же, напротив, получит новый оперативный простор для маневра.
Да, внешняя политика Минска — это постоянный баланс на грани, но так белорусский президент делает уже девятнадцатый год. И пока поразительным образом проскакивает между Сциллой и Харибдой. Другое дело, что страна не движется вперед. Все эти маневры нацелены на одно — сохранить властный статус-кво.