Белорусские и армянские министры подписали в Ереване 13 мая несколько рутинных бумаг. Таков скромный итог переговоров президентов Александра Лукашенко и Сержа Саргсяна. Последние на церемонии просто присутствовали. Не царское это дело — освящать автографом бумаги типа соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства.
Остается висеть в воздухе вопрос — а зачем понадобилось вдруг поднимать из минского аэропорта «Боинг» с большой свитой и брать курс на солнечную республику? Визит стал сюрпризом даже для обозревателей-международников.
Бизнес — и ничего личного?
Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба» (Минск), в комментарии для Naviny.by отметил: белорусское руководство во время таких вояжей, если брать деловой аспект, концентрируется на трех животрепещущих вопросах: рынки сбыта, инвестиции, кредиты.
Да, Армения невелика и небогата, товарооборот Беларуси с этой страной составил в прошлом году лишь 46 с хвостиком миллионов долларов, но при этом положительное для нашей страны сальдо — более 31 миллиона, подчеркнул аналитик.
Однако независимая пресса смакует совсем другие детали вояжа. По сведениям армянских СМИ, высокого гостя встречал в аэропорту и расположил на ночлег в своем особняке олигарх Гагик Царукян. А 14 мая Лукашенко собирается участвовать в открытии церкви, построенной на деньги семьи этого же богача (плюс, по некоторым сведениям, еще и в открытии ресторанного комплекса и казино).
Царукян ведет бизнес и с помощью Беларуси, и в самой Беларуси. В прошлом году, когда в Минске открывалась линия по розливу коньяка, Лукашенко торжественно вручил ему, совладельцу предприятия, первую бутылку, патетично заявив: «Белорусы этого не забудут. Это первое производство в нашей стране армянских коньяков».
Видимо, когда долго пребываешь на властном олимпе, сбиваются ориентиры, меркнет представление о том, что изрядной доле электората по карману только «чарлик».
Но уж на свадьбе младшего сына нынешнего президента — Коли Лукашенко гостям, надо думать, предложат нечто поизящнее «чарлика». Молва гласит, что в подвалах Царукяна вызревает бочка коньяку именно к этому событию. В общем, отношения между белорусским президентом и армянским толстосумом выглядят совсем по-семейному.
При этом глава государства вряд ли особо переживает за возможный пиаровский урон, полагает аналитик Евгений Прейгерман. Критикам, упрекающим Лукашенко в визитах ради собственного удовольствия, будет отвечено в том духе, что таким образом он налаживает контакты с зарубежным бизнесом, приводит в Беларусь инвестиции, сказал собеседник Naviny.by.
И действительно, 13 мая в Ереване Лукашенко заявил, что «Беларусь готова предоставлять армянским партнерам самые благоприятные условия для размещения капиталовложений и открытия бизнеса».
Впрочем, подобное он произносил и в Индонезии, и в Сингапуре, и в Эмиратах. Но инвесторы оттуда не сказать чтобы рвались в синеокую республику. Да, если повезет обтяпать дело в высоком кабинете, можно и сказочный куш сорвать. Но с той же вероятностью ты рискуешь пролететь как фанера над Свислочью. Спросите у бывшего заокеанского совладельца национализированной по осени «Коммунарки».
Грань между государственными делами и политическим туризмом размывается
В Армении белорусский официальный лидер чувствует себя в буквальном смысле как дома. До такой степени, что однажды провел переговоры с тамошним президентом, держа на руках сынишку Колю. Это явное нарушение протокола вызвало тогда пересуды даже у бабушек на скамейках.
В 2009 году Лукашенко побывал в солнечной республике дважды. Причем в марте заселился в роскошный отель на горнолыжном курорте Цахкадзор.
По мнению независимых обозревателей, зарубежные поездки руководителя Беларуси с родственниками и свитой все больше напоминают политический туризм.
Недавно политизированная публика комментировала в таком ключе турне по Юго-Восточной Азии с совершено уж неожиданным и странным (похоже, вообще спонтанным) залетом в Эмираты. Одно госСМИ впопыхах даже перепутало аббревиатуры ОАЭ и ОАО. За несколько дней там состоялась лишь пара встреч Лукашенко с шейхами третьего эшелона. Отечественная же фронда стебалась в фейсбуках-твиттерах: мол, делегация греется и пережидает последствия урагана «Хавьер», засыпавшего снегом синеокую родину.
Правда, государственная пресса патетично называет Лукашенко ледоколом, который торит белорусской продукции путь на мировые рынки. Аргумент для, мягко скажем, непродвинутых. Рынки завоевываются не чиновничьими десантами, а конкурентностью товара.
И никаких прорывов, вопреки газетному пафосу, после подобных визитов, как правило, не наблюдается. Разве что венесуэльский феномен был исключением, но и в том случае волюнтаризм, вдохновивший на перевозку нефти танкерами через океан, в итоге провалился.
Лукашенко быть на короткой ноге с олигархами не боится
Гагик Царукян с его состоянием в полмиллиарда долларов для маленькой и, скажем прямо, бедной закавказской страны — покруче Вексельберга с Дерипаской для России. К тому же Царукян возглавляет партию «Процветающая Армения», которая имеет вторую по численности фракцию в тамошнем парламенте.
И уже этот штрих показывает, что армянский авторитаризм против белорусского пожиже будет. В «последней диктатуре Европы» олигархи сидят как мыши под метлой, в политику соваться им строго-настрого возбранено, максимум — дадут поиграть в хоккейной команде президента.
В Армении же крупный бизнес чувствует себя настолько по-хозяйски, что трудно понять, к кому сейчас де-факто прилетел белорусский гость — к президенту Саргсяну или к магнату Царукяну.
Лукашенко быть на короткой ноге с олигархами, как видим, не стесняется. Даже бравирует этим. При том что в западных странах государственные руководители стараются дистанцироваться от толстосумов, по крайней мере публично. Иначе — скандал, пресса задолбает, парламентская оппозиция вцепится, как свора собак.
Так мутузили в свое время Николя Саркози за круиз на яхте приятеля-медиамагната и отпуск на вилле богатых друзей в США. К слову, особенно усердствовал оппозиционер Франсуа Олланд, который в итоге и стал новым президентом Франции.
Если же, как в нашем случае, в стране заблокирована электоральная ротация элит и заглушены механизмы обратной связи, власть становится, мягко говоря, несамокритичной. Пусть, мол, верещат мелкие недруги в своем андеграунде, наплевать, не их собачье дело. Все равно их никто к кормилу не пустит.
У них президенты меняются, у нас — нет
В демократической стране ситуация, когда глава государства гостит в доме бизнесмена, вызвала бы политический скандал, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. Если западный чиновник, политик принимает подобные знаки гостеприимства, то «там это считается элементами коррупции», сказал политолог. «Я уж не говорю о нарушении политической этики», — добавил Карбалевич.
В то же время, полагает собеседник Naviny.by, белорусского президента подобные вещи вряд ли смущают: «Думаю, в пиаровском плане он уже ничего не боится».
Действительно, твердые сторонники все равно поддерживают, убежденные противники все равно хулят. Вдобавок растет число тех, кому деятельность главы государства безразлична, отмечает политолог: «Грубо говоря, все больше пофигистов». По этой причине какие-то сомнительные поступки мало влияют на рейтинг официального лидера, считает Карбалевич.
И потом, рейтинги в Беларуси — вещь достаточно условная. Они критически важны там, где есть нормальные выборы. Беларусь в этом плане выглядит гораздо хуже, чем та же Армения, отнюдь не являющая собой образец демократии. По крайней мере, там Саргсян — уже третий президент за время, пока в Беларуси правит Лукашенко.