Новшество, которое будет практически незаметным для пассажиров. Но не для перевозчиков. Общественный транспорт постепенно перейдет на газомоторное топливо. Если точнее — на природный газ. Этому заявлению первого вице–премьера Владимира Семашко предшествовало подписание специальной программы Правительства Беларуси и российского «Газпрома».
Цель проста и понятна. Гарантированная экономия. Цены на углеводороды постоянно растут. А «Газпром» обещает: стоить газовое горючее в течение десяти лет будет в два раза ниже, чем «дизель». Прикинем: литр дизельного топлива в зависимости от стандарта качества сегодня обойдется в 8 — 9 тысяч рублей, газ — около 5 тысяч. Пока соотношение не два к одному. Тем не менее в программе фигурирует именно такая доля.
Владимир Семашко поделился расчетами:
— Если на такое топливо будет переведено хотя бы 20 процентов белорусского парка общественного транспорта, экономия для страны составит 175 миллионов долларов. Это очень значимая цифра, но под это нужно создать инфраструктуру — систему заправок, сервиса.
Это первое, на чем придется сконцентрировать усилия. Сейчас, чтобы найти заправку с газом, порой приходится откатать не один километр. «Белтрансгаз» эксплуатирует около 30 автомобильных газонаполнительных станций. Распространены по стране они равномерно. Но с новыми планами этого мало. Нужно будет сеть расширять.
Во–вторых, транспорт надо переоборудовать под газ. Аппаратуру поначалу будут закупать в России. Однако планируется, что своими изделиями автопарки будет снабжать Новогрудский завод газовой аппаратуры.
Кстати, переоборудование — услуга не из дешевых. От 3,5 до почти 13 миллионов рублей для одной машины в зависимости от марки. Затраты, хотя бы для одного автопарка, немалые. Эффект от экономии должен непременно их покрывать. Что думают по этому поводу транспортники?
Главный инженер «Минсктранса» Николай Гапанович рассказал мне, что в эксплуатируемом фонде автобусов в Минске сейчас нет ни одного, питающегося от газа. Последние ЛАЗы, которые не нуждались в бензине, давным–давно списали. И опыта переоборудования нет. По его мнению, экономия при переходе на газ может быть значительной. Но если бы она была мгновенной, «на газомоторное топливо перешли бы уже давно». А пока стоит скрупулезно подсчитать, во сколько обойдется развитие инфраструктуры.
Вообще, планируют наладить в Беларуси и производство автобусов, изначально адаптированных под природный газ. Но не все сразу. Кстати, в России переоборудование общественного транспорта идет уже не первый год. И, судя по публикациям в прессе, реализацией этой программы правительство не очень–то довольно. Надеемся, у нас все пойдет быстрее...
Советская Белоруссия №90 (24227). Вторник, 21 мая 2013 года.