Профосмотр Беларуси. Прогрессирующая болезнь Альцгеймера
09.06.2013 16:30
—
Новости Политики
|
Центр аналитических инициатив «Либерального клуба» берет на себя неблагодарную функцию «санитаров леса». Мы еженедельно будем внимательно отслеживать все основные события в области политики, экономики, права, социологии и культуры. И на их основе ставить принципиальный диагноз общественному здоровью страны. Как и любой профосмотр, «Беларусь: анализы» нацелены на то, чтобы вовремя выявить имеющиеся общественные заболевания и принять необходимые профилактические меры или назначить больному требуемое лечение. Анамнез. На прошедшей неделе в белорусском информационном пространстве вновь властвовала Россия. Притом ее инфо доминирование распространялось как на вопросы экономики и высокой политики (национальная безопасность и военно-политическое сотрудничество), так и на бытовое восприятие политики среди обывателей. Последних особо озадачили Диагноз. Заявление уже бывшей четы Путиных действительно стало большим сюрпризом и абсолютным прецедентом для нашего постсоветского сознания. Оно подтолкнуло многих граждан Беларуси задуматься о том, насколько в делах житейских верховная власть далека (или близка) от простого народа. А также провести параллели между руководителями России и Беларуси. Сложно предположить, к какому именно мнению пришло большинство (это, наверное, в скором времени попытаются выяснить социологи). Однако, по идее, такие случаи должны способствовать некоторой десакрализации власти у тех, кто еще воспринимает власть как нечто большее, чем просто людей, которые работают на высоких должностях. Новые же детали о перспективах российской или (как со второй попытки сформулировал министр обороны России Сергей Шойгу) «совместной» военной базы, а также заявление посла Сурикова о возможностях выдачи Беларуси разного рода модернизационных кредитов вновь заставляют задуматься о вечной теме в белорусско-российских отношениях. Что получает (в финансовом плане) и что теряет (в плане суверенитета) Беларусь, участвуя в инициируемых Россией геополитических и экономических проектах? За все годы независимости наша страна получила от восточной соседки, по разным оценкам, до $70-100 млрд. в виде разного рода интеграционных бонусов. В первую очередь, благодаря дешевым энергоносителям и разным экспортным схемам. Пресловутое российское давление на этом фоне носило достаточно абстрактный характер. Однако решительность российского руководства в отношении военной базы и линия на строгую обусловленность по выдаче кредитов и поставкам нефти (Беларусь выполняет обещания по приватизации и не нарушает другие договоренности – Россия дает деньги и нефть) в очередной раз подтверждает, что на каждую хитрость неизбежно найдется еще большая хитрость. У белорусских властей еще множество возможностей для маневра. Но дальнейшее упование на везение при сегодняшнем отсутствии стратегии развития страны может привести к очень бесславным для всех нас последствиям. Лечение. Со стороны всегда легко сформулировать рецепт прекрасных отношений (семейных и межгосударственных). В реальности все гораздо сложнее. Но для того и нужны настоящие лидеры, чтобы мыслить и вести себя не по-обывательски. Если таких лидеров нет, то это горе для страны. И рано или поздно это горе станет общеизвестным. Анамнез. Минфин Однако кажущаяся стабильность нарушается информацией о росте государственного долга за 4 месяца на 4,4%, резком росте дефицита текущего счета в 1 квартале до 17% ВВП и сокращении за 5 месяцев золотовалютных резервов страны на $229 млн. Еще больше печалит Диагноз. С учетом уровня инфляции за 4 месяца (5,3%), снижение ставки рефинансирования выглядит логичным. Однако стоит учитывать потенциальную инфляцию, которую оценивает тот же ЕАБР. Расширение кредитования, увеличение денежной массы — все это создает инфляционный навес. И из-за масштабов этой эмиссии даже быстрое реагирование Нацбанка, в случае нарушения существующей стабильности, не поможет избежать катастрофы. Ситуация на валютном рынке остается под вопросом: почему в случае, когда внешняя торговля с начала года проседает, а дефицит текущего счета достигает 17% ВВП, курс белорусского рубля при свободном курсообразовании не изменяется? При анализе ситуации на валютных рынка других стран можно заметить тесную взаимосвязь между состоянием внешней торговли и курсом национальной валюте. При малейших колебаниях торговли курс изменяется на несколько процентов в плюс или минус. В Беларуси рубль колеблется только в диапазоне до 1%. Красивые цифры профицита бюджета госорганов (суммарно республиканский, местные бюджеты и ФСЗН) скрывают под собой огромную проблему роста государственного вмешательства в экономику страны. Доходы бюджета составили Br86,3 трлн.: государство перераспределяет больше 50% ВВП (годом ранее — не более 43%). Учитывая низкую эффективность государственного участия в экономике (доказательством являются факты провала многих госпрограмм, а также прошлогодний сравнительный анализ частных и государственных хозяйственных субъектов от Всемирного банка), это может вызвать серьезные последствия. Также Минфину стоит задать вопрос: если темпы прироста ВВП с начала года снижаются, за счет чего растут доходы бюджета? Из какого волшебного сундучка финансовый распорядитель берет деньги? Лечение. Фантазии со временем могут исказить реальность. Пора на землю! Анамнез. Отечественные законодатели в рамках реформы государственного управления готовят для белорусов новые изменения. Корректировке подвергнется система нотариата. Согласно заявлениям Министерства юстиций, работа над соответствующим законопроектом уже в разгаре. Диагноз. Изменений в систему белорусского нотариата ожидали уже давно. Основной законодательный акт, который регулировал отношения в этой области, — Закон «О нотариате и нотариальной деятельности» — был принят еще в июне 2004 г. С тех пор он практически каждый год изменялся и дополнялся. (Кстати, яркий пример отсутствия стабильности белорусского законодательства. Уважаемые законодатели, задумайтесь над этим!). Ожидалось, что грядущие изменения затронут систему управления нотариатом и наделят его большей самостоятельностью. Однако таким ожиданиям, скорее всего, не суждено сбыться. Документ предусматривает ряд мер в духе реформы государственного управления «по-белорусски». Во-первых, с 1 января 2014 г. работники нотариальных контор утратят статус государственных служащих. С одной стороны, это позволит чиновникам отчитаться о сокращении численности государственных служащих, а с другой — сэкономить, ведь, лишившись этого статуса, нотариусы лишаются привилегий от государства. Во-вторых, согласно законопроекту, планируется сократить государственные расходы на нотариат и при этом одновременно ставится задача сохранения доступности и повышения качества нотариальных услуг. Не совсем понятно, что по умыслу законодателей означает «доступность»: если речь идет о низкой цене, то тогда каким образом это сочетается с требованием повышения качества?… Нотариусы должны работать на одном энтузиазме, держась на любви к профессии? Нет, не пройдет. Пример — нехватка врачей в системе здравоохранения. Как говорится, нет денег – нет любви. В-третьих, по логике, сокращение государственных расходов на нотариат должно было бы подразумевать снижение роли государства в этой сфере. Однако мысли белорусских законодателей направлены в совершенно другую сторону. Планируется, что нотариат перейдет на самоуправление и самофинансирование, но при этом контроль и регулирование отраслью со стороны государства сохранится на прежнем уровне. Лечение. Как показывает практика, белорусские власти не учатся ни на своих, ни на чужих ошибках. А жаль — изучения опыта реформирования системы государственного управления было бы очень полезным. Кроме того, стоит задуматься над тем, необходимо ли государству вообще регулировать нотариальную деятельность. Быть может, было бы эффективнее отпустить нотариат в свободное плавание? Анамнез.Исследователи из лондонского центра Aon По мнению исследователей, Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем риска политической нестабильности и возможного террора. Компанию ей составили такие страны, как США и Канада. Также вполне благополучными и стабильными можно назвать большинство государств-членов Европейского союза, среди которых Великобритания, Швеция и страны Балтии. У наших соседей России и Украины лондонские специалисты зафиксировали средний уровень риска. Центрами же террора и политической нестабильности названы многие исламские государства. Так, высокий уровень риска социально-политических потрясений наблюдается в Турции, Тунисе, Алжире, Киргизии, Иордании, Индии, Грузии и Армении. Самыми опасными стали Ирак, Иран, Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливан, Палестина, Йемен, Ливия, Египет, Судан и Нигерия. Диагноз. Специалисты с туманного Альбиона в очередной раз подтвердили диагноз, который неоднократно озвучивали наши отечественные «врачи». К сожалению или к счастью, но Беларусь уже давно и, похоже, неизлечимо больна стабильностью. Как бы ни было велико желание отдельных людей или даже групп, столь нелюбимых нашей властью, в Беларуси революция в ближайшем будущем не предвидится. Согласно Несмотря на то, что большинство белорусов хотят перемен в стране, они не готовы за них активно бороться. А все потому, что население не понимает, каким образом акции и уличные протесты могут привести к желаемым переменам. Лечение. Стоит ли нашим гражданам прописывать «революционные пилюли»? Вопрос спорный. Как можно заметить, на всемирной карте стабильности Беларусь находится в одной группе с высокоразвитыми странами, где отсутствие риска социально-политических потрясений является признаком цивилизованности общества. Анамнез.5 июня Александр Лукашенко подписал указ №257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий». Суть нового указа такова: теперь организатор любого культурно-зрелищного мероприятия обязан получить разрешение на его проведение в управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома (для Минска – горисполкома). Таким образом, для культурных мероприятий вводят разрешительный принцип, а не уведомительный, как это давно действует в отношении прочих массовых мероприятий в Беларуси. Есть и финансовая часть вопроса: мероприятия белорусских исполнителей будут получать соответствующее разрешение (гастрольное удостоверение, т.н. «гастрольку») бесплатно, но если на сцене планирует появиться хоть один иностранец, то организаторам придется заплатить госпошлину в специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Диагноз. Первое, что бросается в глаза, это антикультурная, политическая суть указа. Черные списки артистов теперь станут полностью легальными, и государственные идеологи смогут полностью официально запрещать все, что им не нравится. Учитывая культурный уровень самих идеологов из исполкомов, вызывает сомнение вообще их компетентность выносить какие-либо суждения об артистах и культурных событиях. Почему теперь вся страна должна будет следовать их сомнительным вкусам? Вторая сторона указа – это гастрольные отчисления в спецфонд президента по поддержке талантливой молодежи. Индуктивно можно понять, что таким образом реализуется принцип поддержки белорусской творческой молодежи за счет иностранных артистов, заглянувших в нашу страну на работу Сам по себе он звучит довольно неплохо, однако меры, принимаемые для его выполнения, вызывают вопросы. И это не удивительно. Ведь о новизне этого приоритета культурной политики можно говорить лишь в сравнении с тем, что Лечение. Властям необходимо перестать воспринимать культуру как костыль для своих хромающих внутренней и внешней политики. Гастрольные удостоверения необходимо отменить — в рамках общей либерализации, Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Диагноз недели: болезнь Альцгеймера в экономике, политике, культуре и законодательстве страны...
|
|