Беларусь все увереннее позиционирует себя на мировом рынке вооружений как поставщик высокотехнологичных средств ПВО. В частности, сотрудничеству в этой сфере между Минском и Каракасом не помешали ни прошлогодний «плюшевый десант», ни смерть Уго Чавеса.
Прошел год с небольшим с того дня, когда шведское пиар-агентство Studio Total организовало высадку неподалеку от Минска «десанта» из сотен плюшевых мишек с легкомоторного самолета, незаконно проникшего в воздушное пространство Беларуси.
По версии представителей Studio Total, главной целью акции было привлечь внимание мировой общественности к нетерпимой ситуации с демократическими ценностями в Беларуси. И цели этой, по их мнению, удалось достичь: о белорусской проблематике заговорили Би-би-си, «Аль-Джазира», Си-эн-эн, Эн-би-си… Кроме того, пресловутые мишки еще долго находились в центре внимания белорусских и российских СМИ.
Однако, как было заявлено в видеопрезентации проекта «Плюшевые мишки над Беларусью» (с которым агентство Studio Toval завоевало золотую награду на престижном конкурсе Epica Awards в ноябре 2012 года), инцидент этот имел и несколько незапланированных последствий.
Так, за недолжное исполнение служебных обязанностей президент Александр Лукашенко уволил командующего ВВС и председателя Государственного пограничного комитета, сорванной оказалась продажа белорусских средств ПВО в Венесуэлу, отмечали авторы презентации.
Между тем ряд экспертов считают, что именно компрометация боевых возможностей национальной системы противовоздушной обороны и белорусских технологий в этой области была истинной целью нарушения воздушного пространства Беларуси легкомоторным самолетом под управлением граждан Швеции.
Дело в том, что предприятия белорусского ВПК в последние годы все более активно (и главное, небезуспешно) предлагают средства, комплексы и системы ПВО собственной разработки на мировом рынке. Причем их клиентами часто выступают государства, специфическая репутация которых не позволяет им приобрести аналогичные технологии у стран Запада. В последних же, как нетрудно догадаться, имеются силы, желающие помешать такого рода сделкам.
В данном конкретном случае речь идет о военно-техническом взаимодействии Беларуси c Венесуэлой. Между двумя странами 8 декабря 2007 года в рамках визита Александра Лукашенко в Каракас было подписано соглашение о сотрудничестве в создании единой системы противовоздушной обороны Венесуэлы и национальной системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В соответствии с документом Беларуси отводилась роль координатора всех работ в данной области. Соисполнителями для предприятий белорусского ВПК должны были выступить российские, китайские и иранские компании.
Также было заключено соглашение, определяющее условия въезда в Венесуэлу и пребывания на ее территории белорусских военных советников и специалистов, главного военного советника Беларуси и его аппарата в процессе осуществления работ по созданию систем ПВО и РЭБ. Планами сторон предусматривалось, что комплексная система ПВО и РЭБ, охватывающая всю венесуэльскую территорию, будет создана (включая подготовку специалистов и руководящего состава) в течение шести лет.
С самого начала реализация соглашений пошла достаточно успешно. Однако не замеченное белорусскими военными проникновение на территорию страны иностранного легкомоторного самолета нанесло серьезный удар по престижу национальной ПВО.
Это, в свою очередь, грозило серьезно осложнить выполнение белорусско-венесуэльского контракта и даже привести к его срыву. Было ясно, что тогдашний президент Венесуэлы Уго Чавес как профессиональный военный никогда не смог бы согласиться на приобретение системы ПВО, не обеспечивающей перехвата низколетящих целей.
Для того чтобы успокоить темпераментного союзника и оперативно руководить доработкой слабых мест проекта венесуэльской ПВО, 31 июля прошлого года послом в Каракас был назначен бывший командующий ВВС-ПВО Беларуси Олег Паферов. Он же ранее, будучи уже в ранге заместителя председателя Государственного военно-промышленного комитета, и подписал 8 декабря 2007 года соглашения между Беларусью и Венесуэлой о сотрудничестве в интересах создания единой системы ПВО венесуэльских вооруженных сил.
Однако не успели разрулить одну проблему, как возникла вторая: тяжелая болезнь, а затем и смерть Чавеса. Многие аналитики не исключали, что после смены власти в Каракасе следует ожидать ослабления его контактов с Минском. И прежде всего в области военно-технического сотрудничества. Некоторые эксперты говорили: в стране возникла новая, весьма сложная внутриполитическая ситуация, и у преемника Чавеса будут совсем другие приоритеты.
Напротив, их оппоненты считали, что реализация белорусско-венесуэльских договоренностей в области военного сотрудничества продолжится и после смены руководства в Каракасе. Масштаб уже выполненных в их рамках работ и размер вложенных средств настолько велики, что даже уход Чавеса не позволит нарушить эти контакты. И эти эксперты оказались правы. Конечно, стоит учесть и то обстоятельство, что власть получил не оппозиционер, а преемник Чавеса.
Новый президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил 18 июля, что в стране уже в ближайшем будущем появится самая мощная в мире система ПВО. Ее элементы «уже устанавливаются на всех горных цепях, коридорах, на равнине, морской и наземной границе». По словам Мадуро, эти средства ПВО позволят гарантировать, что ни один иностранный самолет не сможет вторгнуться в воздушное пространство Венесуэлы.
Пожалуй, это эмоциональное высказывание содержит не очень много преувеличений. В соответствии с положениями разработанного при решающем участии белорусов проекта венесуэльскую ПВО предполагается сделать многоуровневой — эшелонированной по дальностям и высотам, оснащенной самыми разнообразными средствами, от переносных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) и малокалиберной зенитной артиллерии до ЗРК дальнего действия.
Для обеспечения согласованного управления всеми этими вооружениями будет использована автоматизированная система боевого управления типа АСУ «Бор-1М», которая является своеобразным интеллектуальным ядром ПВО Беларуси.
Если же говорить о белорусских средствах РЭБ, которые предполагается интегрировать в систему ПВО Венесуэлы, то в этом контексте чаще всего упоминаются комплексы радиотехнической разведки, предназначенные для обнаружения, распознавания и сопровождения наземных морских и воздушных объектов по излучению их радиоэлектронных средств.
Для подавления бортовой электроники боевых самолетов венесуэльским военным могут быть предложены белорусские станции мощных шумовых помех и новейшие средства противодействия высокоточному оружию. В частности, комплексы постановки помех лазерным системам наведения и системе глобальной радионавигации GPS.
Важным элементом венесуэльской ПВО может стать и мобильная радиолокационная станция дежурного режима «Восток-Э» (разработка минского ОАО «КБ Радар»), работающая в метровом диапазоне. В этой РЛС в несколько раз, по сравнению с предшествующими образцами, увеличены возможности обнаружения не только воздушных целей обычного типа, но и изготовленных по технологии «стелс».
Что же касается состава зенитно-ракетного вооружения, то предполагается, что модернизированные заводами Беларуси и России ЗРК С-125 «Печора-2М» станут основным огневым средством объединенного командования воздушно-космической обороны Венесуэлы. Всего было заказала 11 дивизионов ЗРК «Печора-2М», размещенных на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-8021/8022. Ряд других важных элементов этих комплексов также разработан и изготовлен белорусскими предприятиями.
Ныне комплексами «Печора-2М» уже оснащены подразделения ПВО, развернутые в стратегически важных районах Венесуэлы. В дальнейшем все подразделения, оснащенные этими ЗРК, организационно будут сведены в пять бригад ПВО.
Стоит отметить, что, помимо комплексов «Печора-2M», Венесуэла заказала в России два дивизиона зенитных ракетных систем С-300В и три дивизиона ЗРС «Бук-М2Э», которые уже поступили в страну и встанут на боевое дежурство до конца текущего года.
Согласно размещенной на венесуэльских интернет-ресурсах информации, пусковые установки «Буков» смонтированы на колесных (6х6) шасси производства Минского завода колесных тягачей МЗКТ-69221. Таким образом, Венесуэла стала первым получателем таких систем, размещенных на колесной, а не на гусеничной базе.
Кроме упомянутых вооружений, Каракас приобрел у Москвы 300 23-мм пушек ЗУ-23/ЗОМ-1-4, более тысячи переносных комплексов «Игла-С».
Согласно данным ряда источников, в рамках контрактов Беларуси с Венесуэлой уже поставлено более двух третей запланированного оборудования, необходимого для организации национальной системы ПВО. Предполагается, что основные работы по ее созданию будут завершены уже грядущей осенью.