Представители белорусского ВПК без лишней помпы побывали в Баку. Весть о том, что азербайджанский министр обороны Закир Гасанов 4 февраля принял делегацию в главе с председателем Госкомвоенпрома Сергеем Гурулевым, разлетелась с подачи бакинских СМИ.
Некоторые критично настроенные по отношению к белорусскому режиму ресурсы сделали упор на «таинственность» миссии. Да, гласностью Минск здесь не блеснул, но в принципе, как отметил в комментарии для Naviny.by белорусский военный эксперт Александр Алесин, ничего сенсационного, равно как и нарушения неких международных обязательств, в таких контактах нет.
Определенную пикантность им придает, однако, застарелая проблема Нагорного Карабаха, которая может обостриться в связи с ожидаемым вступлением Армении (и так являющейся союзницей Беларуси по ОДКБ) в Таможенный союз.
Азербайджан — богатый купец
То, что богатый нефтью и, соответственно, платежеспособный Азербайджан давно и в больших количествах покупает белорусское оружие, никаким секретом не является. По данным Регистра обычных вооружений ООН, за 2002–2012 годы азербайджанцы приобрели у белорусов 153 танка Т-72, 132 артсистемы, 60 бэтээров, 11 штурмовиков Су-25.
Сейчас, по словам Алесина, Беларусь помогает Азербайджану модернизировать систему ПВО. «В частности, модернизированы комплексы С-125, «Оса», на очереди, вероятно, С-200. Плюс АСУ, радиолокация, средства радиоэлектронной борьбы. Также Баку нуждается в военных грузовиках, тягачах», — говорит собеседник. Не исключено, добавляет он, что тамошних военных заинтересуют и такие грозные новинки белорусского ВПК, как противотанковый ракетный комплекс «Шершень».
«Президент Алиев на вооружения денег не жалеет, а у нас есть что дать ему», — говорит Алесин.
Заноза Нагорного Карабаха
В связи с тем, что армянский президент Серж Саргсян прошлой осенью, передумав парафировать соглашение об ассоциации с ЕС, резко взял курс на вхождение в Таможенный союз (ТС), аналитики стали предсказывать, что в качестве серой зоны туда попадет и Нагорный Карабах (мол, вряд ли на границе с ним Ереван введет таможенные посты). Не удивительно, что перспектива вступления Армении в ТС вызвала озабоченность в Баку.
В свою очередь, армянская сторона обостренно отреагировала на заявление Александра Лукашенко, прозвучавшее 23 октября прошлого года на встрече с руководителями СМИ стран СНГ в Минске, когда речь зашла о расширении ТС: «У Армении есть один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном. Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут… Мы должны считаться с мнением Азербайджана». В итоге пришлось отдуваться белорусскому послу в Ереване.
Вместе с тем, и Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, довольно тесно связанного с Азербайджаном рядом экономических и геополитических интересов, на заседании Высшего Евразийского экономического совета в узком составе 24 декабря в Москве отметил, что «вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении, в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым». Поэтому-де Астана подпишет дорожную карту для Еревана «с особым мнением».
Хочет ли Минск пополнения ТС?
Естественно, записному интегратору Лукашенко негоже противиться расширению ТС. Но среди экспертов бытует мнение: мол, белорусское руководство не в восторге от того, что небогатая Армения может стать конкурентом в соперничестве за московские дотации. К слову, то же говорят и об Украине: мол, если Путин будет бросать ресурсы на ее перетягивание в ТС, Лукашенко окажется обделенным.
На самом деле «нельзя однозначно сказать, выгодно Беларуси вступление Армении в ТС или нет», заявил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS (Вильнюс) Андрей Елисеев.
По его словам, здесь могут быть и минусы, и плюсы. С одной стороны, действительно, Ереван может «отвлечь часть российских ресурсов», с другой — приход новых партнеров в ТС расширяет перспективу неких коалиций для отстаивания своих интересов перед тяжеловесом-Кремлем.
Во всяком случае, пока белорусская сторона подчеркивает, что Армения, равно как и Киргизия, должны пройти весь путь адаптации к нормативной базе ТС в соответствии с дорожными картами.
Вообще же в рассуждениях Лукашенко на армяно-азербайджанскую тему сквозит неловкость от того, что приходится сидеть на двух стульях. Да, есть обязывающее к некой щепетильности союзничество с Арменией, но и отказываться от гешефтов с Азербайджаном не хочется.
Москва будет продавливать свой интерес
Кстати, после того резонансного октябрьского высказывания на встрече с руководителями СМИ стран СНГ белорусского официального лидера одернул еще и российский сенатор Николай Рыжков: «Пусть Лукашенко занимается своими делами, чего он лезет в чужие?».
И этот тон может косвенно свидетельствовать о том, что в Москве так или иначе будут продавливать прием Армении в Таможенный, а потом и в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) без проволочек (подготовку к ее вступлению в ТС намечено завершить уже к маю-июню нынешнего года). Это и понятно: ЕАЭС — амбициозный проектВладимира Путина, за форсирование которого он наверняка возьмется после сочинской Олимпиады.
Некоторые эксперты задаются даже вопросом, не вынудит ли Москва и азербайджанское руководство вступить в ТС. Или, может, соблазнит как раз таки перспективой благоприятных сдвигов в карабахском вопросе?
Андрей Елисеев считает вступление Азербайджана в ТС практически нереальным: Баку выработал определенный геополитический курс и не станет его коренным образом менять.
При этом, подчеркивает аналитик BISS, Россия сама продает оружие Азербайджану.
Со своей стороны, Александр Алесин также отмечает, что Россия поддерживает баланс в отношениях с Арменией и Азербайджаном специфическим образом: первой продает оборонительные вооружения, второму — наступательные. Кроме всего прочего, отмечает эксперт, Москве выгодно продавать оружие Азербайджану из тех соображений, чтобы эта страна меньше привязывалась в военном плане к Турции.
В целом, говорит Алесин, Россия здесь «идет по лезвию ножа». Он не исключает, что в перспективе Нагорный Карабах может стать предметом торга между Москвой и Баку.
Усидеть на двух стульях
Ну а что Минск? Весьма вероятно, что белорусское руководство тихо решит: Москва эту кашу с расширением ТС заварила, Москва пусть и расхлебывает.
Можно спрогнозировать, что в случае роста напряженности между Ереваном и Баку Беларусь предпочтет не подыгрывать ни одной из сторон, умыть руки. А если будут давить (даже из Кремля) — займет глухую оборону. Вспомним историю с непризнанием Абхазии и Южной Осетии. Сколько ни наседала Москва, в Минске твердо держались принципа, что своя рубашка ближе к телу.
Впрочем, аналитики сомневаются, что перед странами ТС может быть ребром поставлен вопрос о признании Нагорного Карабаха. Другое дело, что на его негласное присутствие в альянсе стороны «могут закрыть глаза», предполагает Алесин.
При любом развитии этого сюжета белорусское руководство постарается сделать все, чтобы усидеть на двух стульях: не портить отношения с Ереваном и в то же время сохранить выгодные контракты в сфере военно-технического сотрудничества с Баку.
Они тем более ценны сейчас, когда экспорт просел и стране позарез нужна валюта. А ВПК — одна из немногих отраслей, что способны предлагать «навынос» конкурентоспособные изделия и услуги. Так что союз союзом, а табачок врозь.