Последние события в Украине и действия России в Крыму не могли не вызвать беспокойства у белорусского руководства. Однако резкой смены геополитического курса страны и ее сближения с Западом ожидать не стоит, уверены эксперты.
Мартовский опрос Независимого института социально-политических и экономических исследований показал, что на фоне событий в Украине вырос электоральный рейтингАлександра Лукашенко. Сейчас он составляет 39,8% (прибавил 5 процентных пунктов в сравнении с декабрем 2013 года). Рейтинг же доверия главе государства увеличился на 8,2 пункта и превысил рейтинг недоверия — 45,9% против 44,1%.
Одновременно социологи отмечают, что тенденция роста проевропейских настроений белорусов, которая наблюдалась последние годы, сменяется ростом симпатий к России.
Так, если бы сегодня проходил референдум об объединении Беларуси и России, «за» проголосовали бы 29,3%, против — 47,7% респондентов (в декабре было 23,9% против 51,4%). На референдуме о вступлении в Евросоюз «за» проголосовали бы 30,2%, против — 44,3% (в декабре — 35,9% против 34,6%), а при необходимости выбора на гипотетическом референдуме между объединением с Россией и вступлением в Европейский союз за первый вариант сегодня высказываются 51,5%, а за второй — 32,9% (в декабре — 36,6% против 44,6%).
В связи же с тем, как действовала Россия в Крыму и продолжает действовать на юго-востоке Украины, прикрываясь защитой интересов русскоязычного населения, желающего объединения с Россией, белорусские власти не может не тревожить рост пророссийских настроений белорусов.
По мнению аналитиков Белорусского института стратегических исследований (BISS), события в Крыму стали тревожным сигналом для лидеров постсоветских государств, выстраивающих интеграционные связи с Россией.
«Вероятно, на внеочередной встрече с Лукашенко и Назарбаевым в марте 2014 года Владимир Путин приложил значительные усилия, чтобы убедить своих партнеров в том, что радикальный крымский сценарий вовсе не следует примерять на другие сопредельные страны», — отмечают эксперты BISS в блиц-анализе «Что случилось с Украиной и какие могут быть последствия для Беларуси?».
Авторы полагают, что руководители постсоветских стран будут гораздо более осторожны и с европейским выбором развития, так как он может создать угрозу независимости и территориальной целостности стран из-за возможных ответных агрессивных действий со стороны России.
«В итоге вырисовывается следующая картина постсоветского пространства: сосуществование пророссийски настроенных государств (Армения и Беларусь) и стран, ориентированных на Запад, которые за свою нелояльность к России будут платить затяжными конфликтами (Молдова, Грузия и Украина)», — отмечают в BISS.
Там считают, что после крымских событий у Минска есть всего два возможных сценария развития отношений с Россией: сделать вид, что ничего особенного не произошло, и продолжать развитие отношений в прежнем духе или же ускоренно создавать «инфраструктуры независимости», вести «целенаправленное отстраивание от России».
При этом аналитики подчеркивают, что в чистом виде невозможен ни один из вариантов — важность произошедшего с Крымом игнорировать невозможно, а резкая геополитическая переориентация для Лукашенко выглядит как угроза собственной власти.
Минск на данный момент занял промежуточную позицию, одновременно поддерживая прежний уровень отношений с Россией, но более осторожно подходя к рассмотрению различных аспектов взаимоотношений с восточной соседкой.
Как показало выступление Александра Лукашенко с посланием белорусскому народу и парламенту 22 апреля, украинские события сильно волнуют белорусского руководителя. Особенно же его беспокоят действия России, в частности, взятый Москвой на вооружение лозунг защиты русскоязычных в других странах.
Так, глава государства дал спецслужбам установку на жесткий подход к тем, кто любит заявлять о притеснении русскоязычных в Беларуси. «…Упрекнуть нас в том, что мы русский язык не уважаем или принижаем — это сродни преступлению. Поэтому я поставил задачу Комитету госбезопасности к таким людям подходить как к диверсантам», — сказал глава государства.
Кроме того, Лукашенко высказал мысль, что в стране мало внимания уделяется белорусскому языку. «Уж слишком мы осторожно поддерживаем белорусский язык», — заявил он.
Наконец, президент подчеркнул готовность давать отпор любому захватчику, откуда бы тот ни пришел. В этом контексте прозвучала ставшая уже крылатой фраза: «Если завтра сюда придет Путин, неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские. А я знаю, на чьей! Поэтому не надо нас пугать Путиным…».
Политолог Алесь Логвинец полагает, что рост пророссийских настроений белорусов волнует Лукашенко куда меньше, чем действия России.
«Конечно, он угрожает возможным сепаратистам тут, — сказал Логвинец. — Но самое главное — это действия России. Все сказанное в послании белорусскому народу и парламенту, вся эта риторика направлена на то, чтобы у России не возникло желания действовать теми же методами, какими она действует в отношении Украины».
Логвинец также не считает возможным резкий уход Беларуси на Запад.
«Это абсолютно против лукашенковской природы, — считает политолог. — Думать про возможность такого «ухода на Запад» — нереально. Лукашенко своим выступлением подтвердил, что остается глубоко советским человеком. Он хочет целиком контролировать экономику и не допускать никакой демократии в стране».
Он также полагает, что и в России не рассматривают как реальную возможность ухода Беларуси на Запад. «Но в то же время Россия, конечно, настороженно смотрит на все-таки достаточно сильные проевропейские настроения в Беларуси», — уверен Логвинец.
Он не исключает, что белорусские власти начнут немного содействовать росту националистических настроений в Беларуси.
«Мне кажется, что режим не исключает такой вариант, — сказал Логвинец. — Эта опция остается запасной. Не думаю, что она будет сценарием номер один, потому что это означало бы полную ломку всего, даже мировоззренческого подхода Лукашенко и многих из его окружения. Но чуть-чуть сделать акцент на национальном режим может».
В то же время Логвинец сдержанно воспринимает слова Лукашенко о необходимости более активной поддержки белорусского языка. «Это противоречит его натуре. Вряд ли он захочет целиком задушить язык, но не думаю, чтобы он стал главным белорусизатором нации», — подчеркнул Логвинец.