Принимая 11 августа кадровые решения, Александр Лукашенко заявил о необходимости нового сокращения госаппарата. По его задумке, эта мера наряду с ликвидацией части полномочий государственных ведомств и повышением заработной платы позволит поднять престиж госслужбы и решить кадровую проблему.
«Надо статус, уровень государственных служащих поднять неимоверно, чтобы это действительно был государственный служащий, чтобы это был чиновник, который принимает решения, и все становятся в рядок, шеренгу, выполняя, исполняя эти решения. Все остальные сэкономленные деньги плюс еще добавим – и это будет приличная зарплата у госслужащих, и мы решим эту проблему», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Если судить по частоте упоминаний кадрового вопроса в выступлениях президента, можно сделать вывод: эта проблема в последнее время становится все более актуальной для властей. Вопрос кадровой политики затрагивался главой государства в апрельском обращении к парламенту и народу, во время рабочих поездок в Солигорский и Минский районы 19 июня и 29 июля. Последние заявления были сделаны буквально на днях.
В каждом из этих выступлений использовались практически одни и те же тезисы: необходимость ротации кадров, привлечение профессионалов, ужесточение ответственности госслужащих, повышение дисциплины и исполнительности. Чем можно объяснить такую озабоченность Лукашенко кадровым вопросом?
С прицелом на выборы
В попытке разрешить кадровую проблему власти пытаются достичь сразу нескольких целей.
В первую очередь речь идет, безусловно, о проблеме эффективности работы. Лукашенко прекрасно понимает, что без должного качества работы системы государственного управления сложившаяся в стране политическая система просто не сможет дальше существовать. Ведь от работы госаппарата во многом зависят положение дел в экономике, функционирование госпредприятий, социальная политика и т.д.
В одном из своих выступлений глава государства заметил, что его поручения на местах исполняются лишь частично. Наглядные результаты такого положения дел демонстрируют визиты Лукашенко на госпредприятия.
Показательна в этом плане поездка президента в Слуцк весной нынешнего года. Во время незапланированного посещения Слуцкого мясокомбината Лукашенко обнаружил множество нарушений, свидетельствующих о фактически проваленной программе модернизации этого предприятия. Возникает вопрос: почему руководство мясокомбината не подготовилось? Ведь после нашумевшей истории с визитом президента на «Ивацевичидрев» возможность даже случайного визита президента на их предприятие можно было предвидеть.
Не следует забывать и о предстоящих президентских выборах. До них остается немногим больше года, а у действующего главы государства все еще нет особых достижений, способных стать основой предвыборной программы.
Раньше Лукашенко делал ставку на экономическую стабильность и рост зарплат. Но сейчас, после трехкратной девальвации 2011 года и невыполненного обещания достичь к следующим президентским выборам среднего заработка по стране в 1000 долларов, говорить об этом не приходится.
В данном случае попытка разрешить кадровый вопрос и борьба с нерадивыми чиновниками может стать одним из предвыборных лозунгов главы государства. Ответственность за нынешние проблемы и неудачи можно традиционно переложить на чиновников (из-за них все беды…).
Недаром во время совещания 12 августа Лукашенко заявил: «Одной из важнейших задач является повышение эффективности хозяйствования во всех отраслях экономики. Без искоренения бесхозяйственности, усиления спроса и повышения ответственности руководящих кадров достигнуть этого практически невозможно».
Еще одним аспектом, который объясняет важность кадрового вопроса для президента, является необходимость постоянного поддержания должного уровня лояльности работников госаппарата. Без этого фактора прежняя стабильность белорусских властей находится под угрозой. Но можно ли требовать от госслужащих лояльности без должного уровня оплаты труда и статуса?
Кадровая политика президента обречена на неудачу
Несмотря на то, что кадровая проблема, безусловно, важна и актуальна, вероятность ее успешного разрешения невелика.
Во-первых, в Беларуси, по сути, нет эффективной системы подготовки и переподготовки чиновников, которая позволила бы повышать профессионализм госслужащих до необходимого уровня. Официально такой подготовкой занимается Академии управления при президенте, но многие сегодняшние чиновники уже прошли через это учреждение, а должного результата не демонстрируют.
Создать такую систему возможно, но для этого понадобится как минимум несколько лет, а проблему нужно решать уже сейчас. Что же касается зарубежных стажировок госслужащих по примеру Казахстана, то у белорусского государства на это может не хватить средств, учитывая нынешнюю ситуацию в экономике. Есть и другой нюанс: где гарантия, что после зарубежной стажировки лояльность чиновника к отечественной политической системе не пошатнется?
Во-вторых, одним лишь увеличением уровня заработной платы решить кадровую проблему полноценно невозможно. Для привлечения профессионалов необходимо гораздо больше — возможность самореализации, применение новых методик в работе госаппарата, обеспечение реальной независимости от политических процессов. Смогут ли это обеспечить белорусские власти?
В-третьих, решение кадровой проблемы требует перестройки всей существующей системы госуправления. В своих последних выступлениях президент вроде бы заявляет о необходимости преобразований в этой системе — сокращении численности госаппарата вдвое, ликвидации излишних полномочий, повышении оплаты труда.
Чем в реальности обернутся такие заявления, предположить сложно. Во всяком случае, в 2012-2013 годах заявление Лукашенко о необходимости реформы системы госуправления повлекло за собой принятие указа № 168, который лишь усугубил существующие проблемы.
Так, предусмотренное указом сокращение численности чиновников привело к оттоку профессиональных кадров: из-за желания властей сэкономить и не выплачивать компенсации, было принято решение сократить тех работников, у кого заканчивался контракт. В результате сократили не тех, кого нужно, а кого могли сократить. Кроме того, подобные действия без ликвидации лишних функций (последнее не было предусмотрено указом) увеличили нагрузки на госаппарат и снизили его эффективность.
По дальнейшим действиям властей в кадровой политике и реформе госаппарата в целом можно будет наблюдать, учатся ли они на своих ошибках. Кроме того, не стоит забывать, что, хотя Александр Лукашенко и заинтересован в повышении эффективности госаппарата, любые изменения в этой области повышают политические риски и опасности. Что особенно актуально в предвыборный период.