Белорусский официальный лидер признался, что его искушают вариантом провести очередные президентские выборы досрочно, в марте будущего года: «мол, сейчас обстановка подходящая, рейтинг у действующего президента чуть ли не 90%».
Эту тему Александр Лукашенко сам проговорил при очередных кадровых назначениях 14 октября. И тут же дал понять, что соблазну не поддастся: «Это будет обман наших избирателей и населения. Мы не должны этого делать, тем более подставляться там, где не нужно, под критику».
Итак, если не случится форс-мажора, выборы пройдут следующей осенью. Вероятнее всего, 15 ноября — в последнее воскресенье перед дедлайном, который вычислил по законодательству Центризбирком.
Сдвига по фазе не будет
Когда стала муссироваться версия о назначении выборов на весну 2015 года, большинство аналитиков сразу высказались в том смысле, что действующий президент вряд ли станет гнать лошадей.
При том что в принципе он в этом плане не догматик. В 2006 году, например, дата выборов была неожиданно приближена, перетянута с лета на раннюю весну, что внесло дополнительную сумятицу в ряды оппозиции, урезало время на раскрутку единого кандидата Александра Милинкевича. Да и на Площади было холодновато, а к концу митинга 19 марта — кто был, хорошо помнит — началась такая адская метель, что возникла версия: режим поставил на крышах снежные пушки.
Но сейчас Лукашенко ни к чему суетиться с переносом электоральной кампании, давать этим «сдвигом по фазе» поводы для пересудов: вот, занервничал, мол, что золотого запаса не хватит, или противники укрепятся, или Москва подложит свинью…
Нет, зачем «подставляться там, где не нужно»! Москва нынче как раз-таки раскошелилась, проплатила ратификацию евразийского договора, согласившись в 2015 году оставить все нефтепошлины в белорусском бюджете. А это два с половиной миллиарда долларов. Неплохая инвестиция в очередную «элегантную победу» бессменного белорусского президента.
И рейтинг Лукашенко действительно вырос в этом году заметно. Поднялся, по дружному мнению комментаторов, на украинских дрожжах.
Действующему руководителю пошла карта
И все же, откуда 90%? Понятно, чисто психологически не хочется отставать от Владимира Путина, получившего дикую поддержку на шовинистической волне: «Крымнаш» и все такое.
Но Лукашенко Крым не брал, а наоборот, высказывается (хоть и хитро) за территориальную целостность Украины.
Да, белорусы, впечатленные кровопролитием и бедламом у южных соседей, заценили тутошний персоналистский авторитаризм с той точки зрения, что у нас, слава богу, снаряды на остановки не залетают и вообще порядок. И эта оценка новыми глазами замусоленной было стабильности прибавила очков главе режима.
Но рост его электорального рейтинга, согласно НИСЭПИ, составил порядка десяти пунктов — от 34,8% в декабре 2014 года до 45,2% в прошлом месяце. Рейтинг доверия в сентябре был больше, но тоже отнюдь не 90%, а 53,5%.
Вы скажете: да, но это же независимая социология, которую власти как бы не жалуют, а у президента и свои спецы есть. Однако я не думаю, что тот заинтересован получать от них в закрытых отчетах завышенные цифры популярности. Так что свой реальный рейтинг Лукашенко знает четко. Другое дело — игра на публику, здесь можно и пыль в глаза пустить.
Хорошо, но каковы перспективы реального рейтинга? Пока особо тревожиться нет повода. Российская подпитка, скорее всего, позволит подмаслить электорат в следующем году, повысить зарплаты и пенсии.
Плюс включится перед выборами массированная пропаганда: Лукашенко — надежда и опора, его соперники — козявки и отморозки, которые только и мечтают размайданить синеокую республику, островок стабильности. И это зомбирование тоже даст эффект.
Таким образом, если не случится чего-то из ряда вон, действующий руководитель может набрать более 50% голосов даже без всяких подтасовок.
Европейский результат? Для «народного президента» — несолидно
Другое дело, что побеждать с результатом 53-55%, обычным для Европы, в понимании белорусского лидера — если не позорно, то чревато разрушением мифа о народном президенте, которого боготворит подавляющая масса добрых соотечественников (а против — лишь кучка жалких отщепенцев).
Победа с европейским результатом, обнажающая реальный расклад в обществе, означает, что и править следует по-европейски, уважая мнение меньшинства (что, в общем-то, и оставляет суть демократии). К этому нынешний руководитель явно не готов.
Мы видим, что сегодня он умножает свой реальный рейтинг на два. На выборах тоже ведь захочется красивых цифр. Видите, как меня народ любит? Значит, и полномочия на всю катушку. И пусть не пищат жалкие отщепенцы, что их прижимают.
Поэтому сценарий выборов-2015 будет, скорее всего, привычным: оппозицию почти тотально отсекут от участия в избиркомах, подсчет бюллетеней отгородят от независимых наблюдателей — кхе-кхе, скажем помягче — спинами членов комиссий.
План Некляева: «слишком сложно для нашего цирка»?
Между тем сама политическая оппозиция, уже мало интересная даже изрядной доле прежних приверженцев, продолжает сидеть в трясине — вновь-таки скажем мягко — консультаций по поводу задуманного конгресса демократических сил и определения единого кандидата.
О стратегии и лозунгах внятного разговора вообще нет. Между тем это важнее, чем выбрать единого. Товар Лукашенко — грубоватая стабильность. А ваш товар? Ассортимент 90-х — демократия, рынок, европейский выбор — потерял блеск. И как вы думаете идти к своим целям, если голоса, как говорите, не считают? Улица, баррикады — упаси боже, народ после Украины боится этого как огня. В общем, концептуальный тупик.
Лидер «Говори правду» Владимир Некляевпредлагает определить кандидатом-символом политзаключенного Николая Статкевича, а вдобавок избрать дублера. Если Статкевича не выпускают, дублер проводит сильную кампанию и снимается перед голосованием (активный бойкот).
По замыслу все выглядит красиво, морально. Обывателю напоминают, что один из соперников Лукашенко до сих пор мотает срок. Актуализируется вопрос свободных выборов без страха репрессий, используются возможности агитации, но не будет подыгрывания правителю, который, по твердому убеждению его противников, превратил избирательные процедуры в аттракцион иллюзиониста.
План Некляева вроде всем хорош, но, как в старом анекдоте, «это слишком сложно для нашего цирка».
Красивого, дружного активного бойкота у оппозиционеров почти наверняка не получится. Во-первых, запрограммированность на сход с дистанции перед голосованием априори размагнитит изрядную часть активистов и приверженцев оппозиции. Во-вторых, все равно найдутся те, кто выступит спарринг-партнером официального лидера.
Грядет похмелье-2016
При сегодняшнем раскладе очередной срок у Лукашенко почти в кармане. Но 2016 год окажется тяжелым, как похмелье.
Москва пообещала отдать все нефтепошлины только в 2015-м, дальше — полный туман. Западные санкции и падение цен на нефть способны подорвать российскую экономику, что уменьшит субсидии Беларуси. Финансово-экономические дисбалансы поставят перед необходимостью новой резкой девальвации.
Впрочем, Лукашенко по опыту знает, что даже в этом случае на улицу белорусы не пойдут. Почему же не править таким добрым народом, пока позволяет здоровье?
Перед выборами заработает массированная пропаганда: Лукашенко — надежда и опора, его соперники — козявки и отморозки, которые только и мечтают размайданить...