Российская авиабаза появится в 2016 году в Бобруйске. В этом свежем заявлении главнокомандующего ВВС России Виктора Бондарева — две принципиальных новости. Во-первых, речь идет о сдвиге географическом, во-вторых — о временном. Базу создадут позже и восточнее, чем предполагалось ранее.
«Авиабаза ВВС России в Беларуси будет создана в 2016 году. Там будут базироваться истребители Су-27», — сказал Бондарев журналистам 15 октября, объезжая строящиеся объекты российской военной авиации.
Главком уточнил, что российские самолеты разместят в Бобруйске и что для тамошнего военного аэродрома уже готово техническое задание на реконструкцию.
Подальше от польских крылатых ракет
Само намерение Москвы разместить в Беларуси свою авиабазу известно еще с прошлого года, когда об этом заявил российский министр обороны Сергей Шойгу. Но раньше в качестве места дислокации называли сначала Лиду, потом — Барановичи.
Казалось, что второй вариант уже на мази. О нем пару месяцев назад говорил и тот же Бондарев. В Барановичах — действующий аэродром белорусских ВВС, здесь же — авиаремзавод. Большой город, не медвежий угол, что важно в плане бытовом.
Что же заставило переиграть место дислокации? Может, решили не дразнить поляков?
Действительно, Бобруйск заметно восточнее. Но руководствуется Москва не столько политесом, сколько сугубо военными соображениями, считает минский эксперт Александр Алесин.
В комментарии для Naviny.by он напомнил, что недавно Варшава согласовала с Вашингтоном получение новых крылатых ракет для своей авиации. Это оружие позволит польским F-16 в случае чего накрыть барановичский аэродром даже со своей территории.
Бобруйск же находится дальше, закрыт «двумя щитами ПВО», барановичским и собственным, говорит эксперт.
При этом для Су-27 со скоростью 2400-2500 км/ч и дальностью полета без дозаправки около полутора тысяч километров не принципиально, с какого белорусского аэродрома взлетать, чтобы оставаться угрозой натовцам.
Бобруйск: аэродром на вырост
«Можно также предположить, что бобруйский аэродром выбрали на вырост», — говорит Алесин.
Действительно, во-первых, там у россиян никто не будет «путаться под ногами». В Лиде же базируются белорусские штурмовики, в Барановичах — белорусские истребители. А бобруйский аэродром после распада Советского Союза опустел, и только минувшей весной — как предполагают эксперты, в связи с украинскими событиями — сюда прилетели под маркой проверки боевой готовности Единой региональной системы ПВО шесть Су-27 восточной соседки.
Во-вторых же, поскольку места много, в перспективе там могут появиться и российские фронтовые бомбардировщики Су-34 (мы их видели уже в июле на параде в Минске), и перехватчики МиГ-31, и даже, чем черт не шутит, дальние сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 (подобные машины уже базировались в Бобруйске в советские времена).
Это в том случае, если заруба с Западом зайдет далеко и Кремль сочтет нужным погрозить натовцам особенно увесистым кулаком.
К слову, упомянутые «тушки» могут нести и ядерное оружие. И если российская авиабаза получит экстерриториальный статус, то Москва может разместить в Беларуси ядерные цацки, никого особо не спрашивая.
Белорусы от авиабазы не в восторге
Другой вопрос, насколько такая перспектива нравится белорусскому руководству. Александр Лукашенко большого энтузиазма относительно российской авиабазы не выявляет.
Вообще-то он просил у Владимира Путина современные самолеты для своих ВВС, но Москва очевидно предпочитает закрепляться на белорусском плацдарме с собственным оружием.
Между тем и электорат Лукашенко к идее принять в синеокой республике авиабазу восточной соседки относится прохладно. Так, согласно сентябрьскому опросу НИСЭПИ, прежнее заявление главкома Бондарева о том, что в 2015 году Россия намерена разместить в Беларуси свою авиабазу с 24 истребителями Су-27, положительно оценили лишь 22,4% белорусов, безразлично — 27,3%, отрицательно — 45,1%.
Именно желание белорусского руководства «не светиться с российской авиабазой перед выборами», по мнению Алесина, могло сыграть свою роль в переносе срока ее создания на 2016 год.
Ну и плюс, конечно, чисто технические моменты: серьезную инфраструктуру на вырост за неделю не сварганишь.
Минску сподручнее потянуть резину
Со своей стороны, Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog, не исключает, что 2016 год для Минска предпочтительнее и с точки зрения нефтяного интереса.
Ведь Москва, проплачивая ратификацию договора о ЕАЭС, согласилась отдать в белорусский бюджет все нефтепошлины только за 2015 год. На потом аналогичных договоренностей нет, да и вообще неизвестно, насколько ударит по белорусскому нефтяному офшору российский налоговый маневр.
Так что вопрос авиабазы может стать для Лукашенко рычагом давления на Кремль, если Минск посчитает, что восточный партнер занимается нефтяным «кидаловом».
Кроме того, белорусские власти, возможно, затягивают решение вопроса по той причине, что в связи с кризисом вокруг Украины «региональная система безопасности разрушена» и пока не известно, как дальше поведут себя США, добавил Поротников в комментарии для Naviny.by.
«Белорусскому руководству не хотелось бы втягиваться в противостояние в условиях нынешней неопределенности», — полагает собеседник.
Проще говоря, Лукашенко не хочет попасть впросак, подыгрывая агрессивным амбициям Кремля. Не исключено, что через какое-то время Москва, прижатая санкциями, сама начнет откручивать назад, демонстрировать показное миролюбие.
Другое дело, что если события станут развиваться по конфронтационному сценарию, то от выдвижения на белорусский плацдарм российских сил (не только авиации, но и, например, С-400, «Искандеров») отвертеться не удастся. Уж слишком увязла Беларусь в «братской интеграции».