Ровно через месяц после того, как Леонид Козик, 12 лет возглавлявший Федерацию профсоюзов Беларуси (ФПБ), написал заявление об увольнении, у организации появился новый руководитель — Михаил Орда. Однако представители независимых профсоюзов уверены, что новая метла будет мести по-старому.
По словам пресс-секретаря ФПБ Юлии Федотовой, на пост председателя рассматривалось несколько кандидатур, но в итоге остановились на Орде.
«Ему 48 лет, и хотя ранее он не работал в ФПБ, имеет опыт работы на выборных должностях, в том числе в общественной организации — Белорусском республиканском союзе молодежи. Это было принято во внимание при его выборе председателем ФПБ», — сказала Федотова.
Напомним, бывший председатель ФПБ Леонид Козик, который возглавлял профцентр с 2002 года, 22 сентября попросил совет ФПБ освободить его от должности. Как отмечает пресс-секретарь, такое решение у Козика «созревало давно».
«Ему уже 67-й год, он считает, что много сделал за эти 12 лет», — рассказала Федотова. Она добавила: Козик решил уволиться сейчас, чтобы за год, оставшийся до следующего съезда ФПБ (он намечен на сентябрь 2015 года), «люди смогли присмотреться к новым кандидатам».
Михаилу Орде 48 лет. Он окончил Витебский ветеринарный институт по специальности «ветврач» и Академию управления государственной службы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление».
Служил в армии, был командиром Витебского областного штаба студенческих отрядов, директором областной службы добровольного труда молодежи, президентом Республиканской ассоциации международных молодежных обменов и туризма в Минске. Занимал должность второго секретаря ЦК Белорусского патриотического союза молодежи и первого секретаря ЦК БРСМ.
Работал уполномоченным президента по Гродненской области, был депутатом Палаты представителей Национального собрания трех созывов, руководил группой Национального собрания по сотрудничеству с парламентом Болгарии. Входил в состав национальной делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ, являлся также депутатом Парламентского собрания Союза Беларуси и России второго созыва. После ухода из парламента возглавлял представительство Постоянного комитета Союзного государства в Минске.
Входил в список белорусских чиновников, которым запрещен въезд на территорию стран Евросоюза, но «попал под сокращение» в конце прошлого месяца.
ФПБ объединяет 28 отраслевых профсоюзов, шесть областных и одно городское объединение профсоюзов. По последним данным ФПБ, число ее членов превышает четыре миллиона.
Геннадий Федынич, глава профсоюза РЭП, вышедшего из ФПБ в 2004 году, подчеркивает, что новый глава ФПБ — это назначенец власти.
«Если Козик хоть имел какое-то отношение к профсоюзам, был председателем профкома в Борисове, и это могло объяснить его нахождение на посту главы ФПБ, то Орда никогда не имел никакого отношения к профсоюзам», — сказал Федынич.
Он подчеркнул, что руководство ФПБ вновь «спотыкается о те же грабли». «Орда сказал, что профсоюзы — это один из столпов власти. Но мы, профсоюзы, должны быть четко независимы от власти и зависимы от людей, — сказал Федынич. — Я уверен, что ничего в положительную сторону не поменяется. Будут делать то, что скажут сверху. Все инициативы снизу будут заглушаться».
По мнению Федынича, новый глава официальных профсоюзов будет защищать интересы власти, а не рабочих. «Когда ты идешь на эту стезю, то тебе придется выбрать, за людей ты или за власть. Но в этой ситуации очевидно, что глава ФПБ будет за власть», — уверен Федынич.
В свою очередь, председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук отметил, что новое назначение не вызывает у него оптимизма. «Дело не в личных качествах Михаила Орды. Я могу только говорить о самой процедуре избрания», — сказал Ярошук в интервью БелаПАН.
Профсоюзный лидер напомнил, что Козик в свое время тоже был фактически назначен властью, а голосование за него носило технический характер.
«Но ситуация с проведением [на пост главы ФПБ] Козика, время когда это случилось, были несколько иными, — подчеркнул собеседник. — Это был момент острого кризиса (после выборов 2001 года, в которых как единый кандидат от оппозиции участвовал глава ФПБ Владимир Гончарик. — Т.К.), было открытое противостояние организации с властью. Власть стремилась взять ее под контроль и всерьез прессовала».
По мнению Ярошука, большинство тогда согласилось проголосовать за кандидатуру Козика только для того, чтобы спасти ФПБ.
«Я был среди тех 12 человек, которые голосовали против. Но потом в кулуарах, на разных встречах они мне говорили: «Что нам оставалось делать? Мы искали компромисс и думали о судьбе организации», — отметил Ярошук. — Но тогда это хоть как-то оправдывало такое поведение. А сейчас эти аргументы не работают, потому что в отношениях с высшей властью у ФПБ полный порядок, никаких проблем последние 12 лет не возникало и не могло возникнуть».
Глава БКДП говорит, что, по его информации, на рассмотрение пленума совета ФПБ выносились также кандидатуры Александра Якобсона (помощника президента — главного инспектора по Минску) и Натальи Петкевич (работавшей до недавнего времени помощником президента).
«Но, вероятно, это только для того, чтобы изобразить демократию по-белорусски. Ничего, кроме грустной улыбки, это не вызывает, — сказал Ярошук. — Все эти кандидатуры из одного ряда высоких государственных чиновников, которые нигде никогда никакого отношения к профсоюзам не имели, как и Орда».
Ярошук называет грустным тот факт, что лидеры отраслевых профсоюзов, входящих в состав ФПБ, и руководство организации позволяют власти так с собой обращаться и принимать за них важные кадровые решения.
«Это по-настоящему грустно. Не заслуживала и не заслуживает организация, чтобы так с ней обращались», — подчеркнул собеседник.
В то же время, говорит Ярошук, в БКДП «очень заинтересованы, чтобы ФПБ возвращалась и в международную семью профсоюзов, и в профсоюзную семью стран СНГ». Он отметил, что Международная конфедерация профсоюзов, членом которой ФПБ не является, и БКДП планируют в 2015 году провести в Минске международную профсоюзную конференцию.
«Когда состоялся визит генсекретаря МКП Шаран Барроу, мы встречались в том числе и с Марианной Щеткиной (министром труда и соцзащиты. — Т.К.), говорили об этой конференции, которую хотим провести для профсоюзов СНГ, — рассказал Ярошук. — Понятно, что у нее сразу вопрос возник по поводу ФПБ, почему организаторы только МКП и БКДП. А федерация никакого отношения к МКП и не имеет. Но я заинтересован, чтобы они там принимали участие. Ответственно заявляю, что будем их звать. Им давно пора выходить из самоизоляции».
По мнению Ярошука, при «более ответственной и гибкой политике властей, которые держат в железных тисках ФПБ, вполне можно было бы привести эту организацию в международную профсоюзную семью».
Он отметил, что в международные профсоюзные организации входят различные профсоюзы, в том числе и такие, отношения с властями у которых весьма похожи на белорусские, но они проводят более грамотную политику.
Ярошук также отметил, что вряд ли у Орды будет «такой же провокационный», как у Козика, стиль поведения в отношении независимых профсоюзов и правительства.
«Скорее всего, Орда будет несколько по-другому себя вести. Но сути это не изменит. Приняв изначально эти правила игры и будучи назначенным при таких обстоятельствах, он будет проводить генеральную линию нашей власти, тем самым окончательно дискредитируя организацию», — прогнозирует Ярошук.
В то же время глава БКДП полагает, что при Орде роль ФПБ, например, в президентской избирательной кампании, будет только усиливаться и возрастать.
«Если Козик был весьма в этом плане несобранный человек, мог много говорить совершенно неуместного и много того, чего не собирался делать, то Орда, мне кажется, политически более грамотный человек. Знаю, что у него есть определенные организаторские способности. Мне кажется, при нем политическая роль ФПБ будет укрепляться», — подчеркнул Ярошук.