Посол России в Беларуси Александр Суриков по-прежнему считает контрпродуктивным санкционное воздействие на любую страну, так как это «не соответствует духу добрососедства».
Во внешнеполитическом сотрудничестве у Беларуси и России «общие подходы к международным проблемам». «Мы выступаем одним кулаком, защищая наши интересы», — заявил Суриков на пресс-конференции в Минске 17 декабря.
Впрочем, добавил он, «есть и спорные вопросы». «Вы их свидетелями стали в последнее время. У нас были споры и в Союзном государстве, теперь начались споры в Евразийском экономическом союзе, который будет работать с 1 января 2015 года», — сказал посол РФ.
«Создав этот общий Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство, а с 1 января — Евразийский экономический союз и Евразийскую экономическую комиссию, мы как-то, прежде чем принять решения (таким примером является решение России о том, чтобы ограничить на российскую территорию определенный перечень продуктовых товаров с Запада), забыли, что находимся в интеграционном пространстве», — отметил Суриков.
«Санкции вводились только против России, а не против Казахстана и Беларуси. Прежде чем что-то делать в ответ, надо было собрать совет Таможенного союза и подумать, как решить этот вопрос, а не начать осуществлять это таким образом, как это начало осуществляться. Нам предстоит пройти еще серьезную школу понимания того, что мы работаем вместе в области экономики и находимся все вместе в Евразийском экономическом союзе. Любые действия страны должны подлежать обсуждению Евразийской экономической комиссии, потому что она рулит правилами игры на таможнях и в области технических регламентов», — считает Суриков.
«Споры пока есть, хорошо, что они разрешаются, но включаются в эти споры, кроме специалистов, политические силы. Это неправильно, очень неправильно — и с одной, и с другой стороны. Надо работать над разрешением этих споров, это нас не очень украшает. Хотелось бы, чтобы этого больше не было», — подчеркнул посол России.
По предварительным оценкам, товарооборот Беларуси и России по итогам 2014 года составит примерно 38,7-39 млрд. долларов, или на 1,7 млрд. меньше прошлогоднего.
По мнению Сурикова, снижению товарооборота есть объективные причины, в том числе падения цен на нефть.
«Есть причины сжатия российского рынка, то есть сокращение его покупательной способности. И есть причины, связанные с неумением продавать», — добавил Суриков.