Минск, 24 марта. Политзаключенный Николай Дедок призывает отменить статью 411 Уголовного кодекса Беларуси (злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения). Об этом говорится в открытом письме, которое опубликовано на правозащитном сайте spring96.org.
По словам Дедка, "нарушение прав человека и издевательства в белорусских тюрьмах достигли такого размаха, что стали системой и привычкой".
Он сообщает, что 26 февраля 2015 года был осужден по части 1 статьи 411 УК на год лишения свободы. "Приговор мне вынесен в тюрьме, за 5 дней до окончания моего предыдущего срока — 4 года 6 месяцев. Отмечу также, что мне назначено максимальное наказание по этой статье — 1 год из возможного 1 года. В 2012 году по этой же статье был осужден уже бывший политический заключенный Дмитрий Дашкевич", — пишет Дедок.
"В чем же состояло мое "преступление"? В 16 дисциплинарных нарушениях без малого за 2 года пребывания в тюрьме № 4, и в частности: ношение спортивного костюма, переговоры с соседними камерами и хождение по камере после 22 часов, — отмечает он. — Немаловажно то, что за каждое из этих 16 нарушений я уже был наказан в дисциплинарном порядке, получив выговор или от 5 до 10 суток ШИЗО (штрафного изолятора), отсидев в штрафном изоляторе только в этой тюрьме 60 суток".
По мнению Дедка, в Конституции, Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Беларуси декларируется множество хороших принципов и прав, но "все они остаются втоптанными в грязь, пока в Беларуси действует статья 411 УК, которая позволяет отправить человека в колонию на 1 год (или на 2 — по части второй этой статьи) за ношение или не ношение предмета одежды, за разговор с соседом по камере".
Дедок отмечает, что первоначально статья 411 вводилась в УК для борьбы с криминальными авторитетами в местах лишения свободы и "криминальными понятиями", которые остались Беларуси в наследство от криминального сообщества СССР. "Однако сегодня криминальные "понятия" практически повсеместно побеждены властью, а статья осталась и все активнее применяется к политическим заключенным и другим заключенным, которые хотя бы как-то борются за свои права", — подчеркивает Дедок.
По его мнению, "такой простор для произвола администрации тюрем и колоний" создают написанные в МВД Правила внутреннего распорядка (ПВР), которые обязан выполнять каждый осужденный. "Однако осужденных не знакомят с ПВР целиком, только частично, мотивируя это тем, что ПВР "для служебного пользования", что не мешает администрации требовать их выполнения от осужденных. Сами ПВР составлены таким образом, чтобы наказать можно было любого осужденного в любой момент времени за такие вещи, как: небритость, грязная одежда или обувь, не застегнутая пуговица на воротнике, неправильно поздоровался или не поздоровался с представителем администрации, не встал в его присутствии и многое другое", — отмечает Дедок.
Он заявил, что хочет стать последним осужденным по статье 411 УК, и обращается к международным и белорусским правозащитным структурам и международным организациям с призывом сделать все возможное для отмены статьи.
Правозащитник Валентин Стефанович в комментарии БелаПАН отметил: "411-я статья очень удобна для давления на заключенных, потому что любого неугодного можно подвести под эту статью. Более того, эта статья может применяться и два, и более раз. Осужден, допустим, человек на пять лет за какое-то преступление, а отсидит — семь, потому что дополнительные два года получит по статье 411".
Стефанович подчеркнул, что ни в одной из стран — соседей Беларуси по бывшему СССР такой статьи в Уголовном кодексе нет.
Напомним, Николай Дедок, а также проходившие с ним по одному делу Игорь Олиневич и Александр Францкевич были осуждены судом Заводского района Минска 27 мая 2011 года. Они признаны виновными в преступлениях, предусмотренных частью 2 стастьи 339 УК (злостное хулиганство) и частью 2 и 3 статьи 218 УК (умышленное уничтожение либо повреждение имущества). Им инкриминировалcя ряд нападений на здания и поджоги, в частности проведение несанкционированной антивоенной акции возле здания Министерства обороны Беларуси в 2009 году, забрасывание бутылками с зажигательной смесью территории посольства России в Минске и здания тюрьмы на улице Окрестина в 2010 году.