Выборы-2015: посмотрите в зеркало. 21.by

Выборы-2015: посмотрите в зеркало

20.07.2015 09:20 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Юрий Дракохруст, обозреватель белорусской службы "Радио "Свобода". Кандидат физико-математических наук. Автор книг "Акценты свободы" (2009) и "Семь тощих лет" (2014). Лауреат премии Белорусской ассоциации журналистов за 1996 год. Журналистское кредо: не плакать, не смеяться, а понимать. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY.
В незапамятные времена, в дни революционной юности автору этих строк довелось быть доверенным лицом на выборах в Верховный совет Беларуси Зенона Позняка. Шло по округу человек пять - врач, учительница, военный, кажется. Все они выпустили некие листовки и плакаты, мол, голосуйте за нас и будет вам счастье. Наша же команда сделала листовку примерно такого содержания: уважаемые избиратели, по вашему округу идут следующие кандидаты - и список в алфавитном порядке. Мы призываем вас голосовать за нашего кандидата - Зенона Позняка.
 
Сам кандидат, автор идеи, пояснил ее примерно так - пусть они, другие, говорят только о себе. А мы упомянем и их, выкажем им свое уважение. Они - люди.
 
Все же большой политик. Ну был им по крайней мере.
 
Вспомнилась эта давняя история в связи с реакцией почтенной публики на парад претендентов в кандидаты, который все имели удовольствие наблюдать на прошлой неделе. "Фрики", "цирк" - самые мягкие определения, прозвучавшие и в прессе, и в комментариях в социальных сетях. Журналист Василий Семашко принес на регистрацию своего кота, выражая то же самое отношение к этому действу. Не сказать, что подобные характеристики совсем уж лишены оснований, наряду с полудюжиной профессиональных политиков документы на регистрацию подали люди, от политики бесконечно далекие. Судя по их речам, они живут в какой-то другой стране.
Однако стёб по поводу бизнесмена средней руки, женщины трудной судьбы и других персон, посмевших даже подумать о том, что могут претендовать на высший пост в государстве, не очень уместен не только с точки зрения того подхода, который в свое время воплотила в своей листовке команда Позняка.
 
Но он и непродуктивен в том смысле, что лишает возможности посмотреть на это выдвижение, как на своеобразный тест, увидеть в нем зеркало, в котором отразилось белорусское общество.
 
В мировой социологии этот подход практикуется уже очень давно. Скажем, француз Эмиль Дюркгейм в XIX веке изучал статистику самоубийств в разных странах и в разные периоды времени и пришел к поразительным выводам. Хотя каждый конкретный случай самоубийства случаен, уровень самоубийств в обществе отнюдь не случаен и служит довольно точным индикатором его текущего морального состояния, его социальной сплоченности.
 
Протестанты чаще кончают собой, чем католики, ибо последние в своей вере менее одиноки перед лицом Бога, во время войн число самоубийств уменьшается, потому что общество сплачивается перед лицом внешней опасности и т.д.
 
А теперь вернемся к регистрации кандидатов на белорусских президентских выборах этого года. Как и в упомянутых исследованиях, тот или иной конкретный политик мог решить пойти на выборы, а мог и воздержаться от этого. И уж тем более чистой случайностью было то, что конкретного человека, раньше не имевшего никакого отношения к политике, вдруг посетила шальная мысль - а почему бы и мне не попробовать?
 
Но конечный результат получается совсем не случайным. Он - картина белорусского общества, его довольно точное отражение. Смешные кандидаты? Нет, смешные мы все, отраженные в зеркале регистрации, без малого 10 миллионов.
 
Кстати, подспудное ощущение этого выразилось в живом интересе СМИ к оригинальным самовыдвиженцам. Стоило появиться новому имени, как журналисты сразу накидывались на претендента, стараясь побольше узнать о его скромной судьбе и, на чей-то взгляд, незамысловатых воззрениях. Почему, откуда этот интерес?
 
Наивно думать, что иерархию тем СМИ определяют сами журналисты. То есть они, конечно, но не больше, чем бабка, продающая на Комаровке бульбу, определяет цену на свой товар. Журналисты реагируют на общественный запрос, точнее, на то, как они его себе представляют. В данном случае - довольно единообразно: это интересно, это нужно делать. А откуда такой интерес? А именно оттуда - из понимания, что именно эти люди - зеркало, что они свидетельствуют о чем-то про нас всех.
 
О чем именно? Тут стоит вспомнить статистику этой стадии избирательной кампании. На самом деле теперешние 14 претендентов - отнюдь не рекорд по численности.
 
В 2001 году на регистрацию инициативных групп подали документы 27 (!) человек, в 2006 году - 8 человек, в 2010 году - 19 человек. Из подавших на регистрацию списки весьма малочисленных групп, неспособных в принципе собрать нужное количество подписей, в 2001 году подали 13 претендентов, в 2006 - 1 претендент, у 2010 - 8 претендентов, в нынешнем году - 6 претендентов.
 
Стоит сопоставить эти данные с тем, что 2006 год был самым благоприятным из всех годов проведения избирательных кампаний в экономическом смысле - страна благоденствовала на нефтяной ренте. Соответственно, и политикой на высшем уровне занимались политики. 2010-й тоже был не самым худшим, но еще не прошел шок от кризиса 2009 года, да и лихорадочная накачка пенсий и зарплат могла порождать известные опасения, которые и подтвердились в 2011 году.
 
Иными словами, появление большого числа претендентов-"фриков", претендентов-"чудаков" - индикатор экономического самоощущения общества: чем оно хуже, тем доля таких претендентов больше.
 
Не в словах, разумеется, дело, но это не цирк - это белорусский карнавал, карнавал непослушания не склонного в целом к бурному веселью народа.
 
Еще один любопытный показатель - 4 женщины среди 14 претендентов, при этом из претендентов-"чудаков" половина - женщины. В 2001 году претенденток на этом этапе кампании было две, в 2006-м - ни одной, в 2010-м - одна. С учетом того, что в 2001 одна из двух была дочерью Машерова, стоит отметить, что именно 2015 год стал годом существенного сдвига в общественном сознании в отношении идеи женщины-президента.
 
Также к особенностям нынешнего выдвижения следует отнести высокую долю чисто партийных претендентов и отсутствие среди претендентов статусных людей системы - крупных бизнесменов, директоров предприятий, бывших чиновников высокого ранга. Опыт прошлых избирательных кампаний показал, что представители этих социальных групп рискуют очень многим, ввязавшись в эту игру даже понарошку. А выдвинулись те, кому в некотором смысле нечего терять. Уже или еще. Что делает аналогию с исследованиями о самоубийствах, которые я упоминал, особенно содержательной.
 
Партии - это машины для борьбы за власть. Уж насколько система нынешних белорусских выборов дает такую возможность - это отдельный вопрос, но это, по крайней мере, легальная и общественно признанная возможность такую борьбу хотя бы продемонстрировать. Перемен желают многие, но лишь немногие хотят, чтобы они совершились революционным путем. А нереволюционным - это в первую очередь выборы. Так что партии участвовать в них в известном смысле обязывает положение.
 
Кстати, и в отношении партий даже в еще большей степени, чем в отношении кандидатов-"чудаков", справедлив описанный выше социологический подход. Над ними принято насмехаться не только в государственных, но и в негосударственных СМИ. Но, как говорил герой Гоголя, над кем смеетесь - над собой смеетесь. Вот жила-была почти четверть века независимая страна и образовались в ней такие, не иные партии с теми, а не иными лидерами. Случайность? Их глупость и беспомощность? А кто мешал умным и энергичным? Правда, на это можно возразить, что упомянутая страна - не Швейцария и даже не Польша, что некоторые лидеры в силу разных, а порой и одинаковых обстоятельств оказались за границей или в местах не столь отдаленных.
 
Не без того, конечно, но столь ли сильно их авторитет и популярность отличаются от популярности их коллег - участников нынешней президентской гонки? Для их приверженцев - кардинальным образом. А для остальных?
 
Вы вот послушайте, что несут уважаемые претенденты Юрий Редьков, Ирина Першина, Жанна Романовская, Андрей Коновец, Александр Юдаев, Тамара Бирюкова. Из какого лесу они вышли? А из того "лесу", в котором живет подавляющее большинство белорусов. Которые вообще не думают в политических категориях, и о политике в том числе.
 
В 1990 году, во время выборов, которые я вспомнил в начале своего блога, общество было другим. И выборы, соответственно, другими. И Позняк, кстати, тоже.
 
А сейчас такие, какие есть, - и выборы, и время. Посмотрите в это зеркало. Изображение ничего не напоминает?

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Появление большого числа претендентов -"фриков" - индикатор экономического самоощущения общества: чем оно хуже, тем доля таких претендентов больше. Это не цирк - это...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика