Обострение ситуации в Восточной Европе, спровоцированное событиями в Украине, повысило для России ценность союзнических отношений с Беларусью. И заставляет Кремль достаточно лояльно относиться к проявлениям самостоятельности в политике Минска, в том числе в вопросах военного сотрудничества.
Стоило Александру Лукашенко 4 августа в интервью негосударственным СМИ заявить, что «российских самолетов в нашей стране нет» (дежурные — улетели, а среди имеющихся в Беларуси баз авиационных нет), как на малоизвестном ресурсе flanker.su появилась публикация, которая быстро разошлась по ряду белорусских и зарубежных СМИ.
Будет авиабаза — будет и признание Лукашенко?
Со ссылкой на источник в Генштабе России автор статьи утверждает: одним из условий лояльного отношения Москвы к результатам предстоящих президентских выборов в Беларуси (а в победе Лукашенко никто не сомневается) станет размещение в Бобруйске (Могилевская область) российской авиационной базы.
Сегодня решение данного вопроса затягивается белорусской стороной. Возможная причина в том, что Минск, давая «добро» на размещение, рискует осложнить и без того непростые отношения с Западом. А бессменному белорусскому лидеру перед грядущими выборами это совсем не нужно, отмечает автор. Поэтому процесс создания авиабазы в Бобруйске постоянно тормозится белорусскими политиками, которые затягивают принятие решения, периодически требуя каких-либо уступок или льгот в сфере военно-технического сотрудничества.
Такое поведение Минска не может устраивать Кремль, особенно на фоне повышения активности НАТО: за последний год число военных учений, проводимых альянсом у границ с Россией, увеличилось с 90-95 до 150 в год, а полеты разведывательной авиации производятся чаще в девять раз.
Не удивительно, что в России вынашивают планы по форсированию создания авиабазы в Бобруйске. «Болевой» точкой, на которую предполагает надавить Москва, выбрана белорусская президентская кампания.
Кроме того, по некоторым сведениям, помимо авиационной группировки Москва не прочь разместить на территории Беларуси и свой сухопутный контингент на ротационной основе — как это сделало НАТО в Польше и странах Балтии.
Одним словом, намекают в российском Генштабе, будет авиабаза — будет и признание Лукашенко, будет сухопутный контингент — Россия сохранит для Беларуси льготы на энергоносители и открытый рынок для белорусских товаров.
Минск тянет резину, а Москва меняет планы
Основания обвинять Минск в затягивании вопроса о размещении в Беларуси российской авиабазы, безусловно, есть. Так, посол Беларуси в РФ Игорь Петришенко прямо заявил «Российской газете», что вопрос о составе и величине группировки российской боевой авиации, которую предполагается разместить на белорусской территории, до сих пор окончательно не решен.
В последний раз тема российской авиабазы на территории Беларуси на официальном уровне затрагивалась в середине октября 2014 года. Тогда главнокомандующий ВВС России (ныне — главком Воздушно-космических сил) Виктор Бондарев сообщил, что полк российских истребителей-бомбардировщиков будет базироваться не в Барановичах, как предполагалось ранее, а в Бобруйске, а все двадцать четыре Су-27СМ3 из его состава прибудут в Беларусь не в 2015-м, а в 2016 году.
Впервые план создания в Беларуси российской авиабазы озвучил в апреле 2013 году в Минске министр обороны РФ Сергей Шойгу на встрече с Александром Лукашенко. Два месяца спустя уже главкомом ВВС России Бондарев заявил, что больше всего для размещения авиабазы подходит аэродром в Лиде (Гродненская область).
Однако в марте 2014-го тот же Бондарев заявил, что еще до наступления 2015 года полк российских Су-27СМ3 будет развернут не в Лиде, а в Барановичах, где в декабре 2013 года уже начало нести на ротационной основе боевое дежурство звено истребителей из состава ВВС России. Еще спустя семь месяцев место базирования будущего авиаполка без объяснения причин новь было изменено — на Бобруйск.
Все это породило массу предположений. Так, например, аналитики вспомнили о принятом в октябре 2014 года решении правительства США продать Польше 40 высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM с дальностью действия до 370 километров. Это решение создало бы потенциальную угрозу поражения российского авиаполка на аэродроме в Барановичах (в случае его размещения там) и заставило Минобороны РФ перенести место базирования своих Су-27СМ3 дальше вглубь территории Беларуси.
Аналитики также отмечали, что аэродром в Бобруйске больше по размеру и лучше оснащен. Последнее обстоятельство особенно важно в свете заявлений ряда независимых российских экспертов о том, что в Бобруйске, учитывая развитие событий в Украине, могут быть размещены не только Су-27СМ3, но и другие типы боевых самолетов — в частности, бомбарлировщики.
Некоторые комментаторы пошли дальше — прогнозировали, что вскоре Россия для устрашения потенциального неприятеля захочет усилить развертываемую в Беларуси ударную авиационную группировку новейшими фронтовыми бомбардировщиками Су-34. В подтверждение они ссылались на то, что Су-34 уже дважды (впервые — 3 июля 2014 года) участвовали в воздушном параде над Минском.
А кое-кто даже не исключал появления в Беларуси дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, специально предназначенных для операций на европейском театре военных действий. Боевой радиус этих самолетов (порядка 2 тысяч километров) позволяет использовать их для нанесения ударов по объектам не только в соседних с Беларусью странах (Польше и государствах Балтии), но и в Центральной Европе. Набор вооружения Ту-22М3 включает оперативно-тактические ракеты, в том числе — с ядерными боеголовками.
Тем более что до распада СССР на территории БССР базировались два полка вооруженных Ту-22М3. Один из них, 200-й гвардейский Брестский краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк 46-й воздушной армии Дальней авиации СССР, располагался в Бобруйске.
Как бы то ни было, одно пока известно достоверно: на Бобруйском аэродроме ведутся работы по модернизации взлетной полосы и наземной инфраструктуры.
Правда и то, что 2015 год давно перевалил за половину, а ни одного российского самолета или вертолета на постоянной основе там не размещено. Так что, у российской стороны достаточно оснований для выставления жестких условий Минску.
Кому мог понадобиться информационный вброс
Впрочем, большинство экспертов все же не склонны всерьез воспринимать доводы автора упомянутой публикации.
Во-первых, отмечают они, вопросы политики, даже если касаются военных аспектов — не дело Министерства обороны и, тем более, Генштаба. Поэтому утверждение о том, что Москва давит на Минск в связи с размещением авиабазы, по мнению аналитиков, неубедительно. В нынешней военно-стратегической ситуации в Восточной Европе это не тот предмет торга, считают они.
Кроме того, отмечают эксперты, восприятие Беларуси как военного союзника России сегодня гораздо важнее некой гипотетической авиабазы в Бобруйске. Лишний полк рядом с Польшей Москве, конечно, не помешает, но если его не будет, ничего страшного. К тому же на территории самой России достаточно новых средств, которые добивают до Польши.
В свете этих доводов возникает вопрос о причинах появления такого информационного вброса, причем сразу после заявления Александра Лукашенко об отсутствии российских самолетов в Беларуси.
Можно предположить, что это — одно из проявлений информационной войны которую Москва периодически возобновляет в отношении Минска, понукая его или одергивая его, в зависимости от происходящих событий.
Очевидно, что Кремль не будет медлить с признанием очередной «изящной» победы Александра Лукашенко на президентских выборах — России не нужен еще один «пожар» на западных границах. Но и напомнить белорусскому руководителю о взятых на себя обязательствах в Москве считают не лишним.