Дипразрядка: Минск на пути к нормализации отношений с Западом. 21.by

Дипразрядка: Минск на пути к нормализации отношений с Западом

25.08.2015 16:46 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорусский президент Александр Лукашенко на днях помиловал ряд лиц, включая бывшего претендента на пост президента Николая Статкевича, считавшихся на Западе политическими заключенными. Таким образом был устранен один из наиболее серьезных барьеров на пути начала нормализации отношений между Беларусью и Западом.

Практически сразу же свою позитивную оценку этому шагу белорусских властей дали в ЕС, США, ОБСЕ. Вскоре появилась информация о том, что на неформальном саммите министров иностранных дел ЕС в Люксембурге 4-5 сентября даже будет обсуждаться вопрос приостановки действия санкций против Беларуси, под которые на сегодняшний день подпадают 201 белорусский гражданин и 18 юридических лиц.

Не секрет, что важную роль в старте дипломатической разрядки  разрядка между Минском и западными столицами сыграла миротворческая позиция Беларуси по разрешению украинского кризиса.

К тому же Беларусь выступила своеобразным донором региональной безопасности. Заняв нейтральную позицию с военно-политической точки зрения в отношении украинского кризиса, Минск смог не только организовать переговорный процесс, но и не допустить дальнейшего усиления геополитической конфронтации между Россией и НАТО, чего вряд ли можно было бы достичь, если бы Беларусь повела себя как-то иначе.

В конечном итоге Беларусь продемонстрировала всему мировому сообществу готовность ответственно решать серьезные региональные проблемы, такие как украинский кризис, чего не могли не оценить западные государства.

Даже несмотря на принятое ЕС в 2011 году решение о заморозке всех контактов между с Беларусью на высоком политическом уровне, за этот год Беларусь посетили лидеры двух ведущих европейских держав французский президент Франсуа Олланд и германский канцлер Ангела Меркель, несколько европейских комиссаров, был запущен специальный формат "консультаций о модернизации" между официальным Минском и Брюсселем.

Таким образом, по факту введенные ранее ограничения на контакты с Беларусью перестали соблюдаться, а проблемы региональной безопасности в повестке дня вышли на первый план, заместив собой давние претензии со стороны западных стран к состоянию прав человека и демократического процесса в Беларуси.

Конечно, никто на Западе эти вопросы со счетов списывать не собирается, по-прежнему остается ряд претензий в адрес белорусских властей. Однако белорусские власти и здесь демонстрируют свою готовность вести диалог. Не так давно в Брюсселе состоялся первый раунд белорусско-европейских консультаций по правам человека.

Тем не менее, выпустив политических заключенных на свободу, Минск выполнил одно из обязательных условий для начала нормализации отношений с западными партнерами. Логично ожидать в этих условиях ответных шагов с их стороны. Приостановка действия или же пересмотр санкций выступает одним из наиболее вероятных шагов со стороны ЕС. Также можно ожидать и смягчения санкционного режима и со стороны США.

Очевидно, что освобождение политических заключенных произошло на фоне напряженной внешнеполитической ситуации в регионе, обусловленной украинским кризисом и геополитической турбулентностью между Западом и Россией, а также глубокими кризисными тенденциями, которые в последнее время наблюдаются в белорусской экономике.

В условиях пока Москва не удовлетворила просьбу Минска о выделении стабилизационного кредита размером 3-4 миллиарда долларов, а евразийская интеграция не оправдывает возложенные на нее ожидания (многие проекты и антикризисные предложения Минска в рамках ЕАЭС и Союзного государства игнорируются), белорусские власти вынуждены искать другие источники кредитно-финансовых заимствований и экономического сотрудничества. И очевидно, что таким источником может стать западный ранок капитала и финансовые институты, доступ к которым был ограничен долгое время по политическим причинам из-за действия санкций. В этой связи нормализация отношений Беларуси с Западом является одним из необходимых условий для получения такого доступа, а также активизации торгово-экономических и инвестиционных связей с западными странами.

Однако помимо прагматического расчета, необходимо отметить и имиджевый мотив в действиях официального Минска. Откровенно говоря, санкции в отношении государства, которое участвует поиске решения такой серьезной региональной проблемы, как украинский кризис, не очень совместимы с его миротворческим статусом. К тому же они выступают ограничительным фактором для вовлечения в минский переговорный процесс других участников, прежде всего США, к чему периодически призывает официальный Минск.

После того, как начнется процесс пересмотра санкционной политики в отношении Беларуси, визит высокопоставленных официальных лиц США становится еще более возможным, особенно в контексте присоединения к переговорам по поиску решения украинского кризиса. В конечном счете, нормализация отношений Кубы с США также началась с того, что Гавана выпустила на свободу около 40 политических заключенных. А через некоторое время туда даже прибыл госсекретарь Джон Керри, чтобы провести церемонию поднятия американского флага над посольством США.

Таким образом, начало процессу нормализации отношений с Западом положено. На его пути находится еще одно важное внутриполитическое событие — выборы президента Беларуси. Проведение президентской избирательной кампании в соответствии с нормами и стандартами ОБСЕ — еще одно условие на пути к полноценной нормализации отношений. Официальный Минск понимает это, поэтому настраивается на максимально возможное соответствие ожиданиям своих западных партнеров.  

Так что говорить о полноценной нормализации с Западом можно будет лишь только после того, как будут проведены президентские выборы, хотя бы частично признанные западными партнерами. Это, в свою очередь, открывает новые горизонты для сотрудничества в различных сферах, особенно в торгово-экономической и инвестиционной, в чем так остро сегодня нуждается Беларусь.

Безусловно, сохраняются и риски срыва этого процесса, в том числе и по внутриполитическим причинам как в самой Беларуси, так и на Западе. Долгое время белорусский бюрократический аппарат затачивался на противостояние с Западом, и сегодня в его среде до сих пор присутствуют хардлайнеры — сторонники жесткой линии в отношениях с Западом. Свои противники интенсивной нормализации отношений с Беларусь имеются в европейских странах и США.

Вместе с тем, нынешние президентские выборы в Беларуси, судя по всему, буду проходить в условиях внешнего "идеального шторма", который неминуемо окажет воздействие на внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию, которая и так становится напряженной в силу кризисных тенденций. До сих пор сохраняется риск трансформации конфликта на востоке Украины в масштабный региональный кризис с соответствующими глобальными последствиями, на внешних рынках ситуация с каждым днем ухудшается все сильнее и сильнее, повышается степень неопределенности поведения России на международной арене, в частности на постсоветском пространстве, и ответной реакции других мировых держав.

Поэтому задача для Беларуси во многом усложняется, так как в этих условиях мировое сообщество будет выносить свои оценки итогам президентской кампании не только за соответствие стандартам, но и за способность эффективно и адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские власти выполнили одно из обязательных условий для начала нормализации отношений с западными партнерами. Логично ожидать в этих условиях ответных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика