Экономическая зависимость от России делает реальной опасность вовлечения Беларуси в противостояние с Западом. Москва, похоже, пытается ускорить процесс создания своей авиабазы на белорусской территории.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг (третий слева) и президент Литвы Даля Грибаускайте (справа) на торжественном открытии центра интеграции сил НАТО в Вильнюсе. Фото: Global Look Press
Правительство РФ на заседании 2 сентября решило передать на подпись президенту Владимиру Путину соглашение с Минском о российской авиационной базе на белорусской территории. Как отмечается на сайте российского правительства, «положения соглашения долгосрочно закрепят российское военное присутствие в регионе и будут содействовать укреплению его безопасности».
Некоторые эксперты посчитали, что в Москве отреагировали таким образом на начало работы в Восточной Европе с 1 сентября шести штабов НАТО — в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Болгарии и Румынии. Новые структуры созданы для координации подготовки сил особо быстрого реагирования альянса и международных учений в случае кризиса в регионе.
Именно на эти штабы будет опираться мобильная группа из пяти тысяч военнослужащих, сформированная в соответствии с решением прошлогоднего саммита НАТО в Уэльсе. Ее задача — при возникновении чрезвычайной ситуации (под которой прежде всего понимается агрессия России) в кратчайший срок развернуться в странах Балтии.
Но в самой России считают, что никакого практического влияния на потенциальный театр военных действий подобного рода штабы оказать не смогут. В Москве их называют «телефонными коммутаторами напополам с группой переводчиц», имеющими исключительно пропагандистский характер. Так что вряд ли можно считать эти структуры потенциальными целями для полка ударной авиации, который предполагается разместить в Беларуси.
Более правдоподобной выглядит версия о том, что эта авиационная группировка призвана психологически воздействовать на Варшаву. В частности, с учетом того, что новый польский президент Анджей Дуда недавно заявил в интервью The Financial Times: если Польша и другие страны Центральной Европы — настоящий фланг НАТО, то было бы логично разместить в этих странах военные базы альянса.
Однако более всего сторонников имеет точка зрения, в соответствии с которой будущая российская авиабаза — это одна из составляющих стратегии противодействия ЕвроПРО, часть объектов которой будет размещена недалеко от западных границ Союзного государства.
По мнению этих аналитиков, именно начало строительства баз американской ПРО в соседних странах заставило Россию приступить к разработке мер противодействия, в ряде которых намечено задействовать и Беларусь.
28 октября 2013 года на юге Румынии на базе в Девеселу началось строительство первого объекта ПРО на территории Европы. К работам по созданию базы ПРО в польском Редиково собираются приступить в следующем году. Уже проводится оценка готовности к началу строительных работ, завершить которые планируется через два года.
В Москве, даже несмотря на отказ американцев от четвертого этапа развертывания ЕвроПРО, расценили этот проект «как весьма серьезный риск для российских стратегических сил сдерживания» и потребовали твердых юридических гарантий того, что американская система ПРО не будет использована против России. В Вашингтоне отказались, и вопрос создания передового эшелона ПРО США в Европе так и остался камнем преткновения в отношениях между Россией и Соединенными Штатами.
Ситуацию подогрело нежелание американского руководства отказаться от размещения в Европе элементов ПРО после соглашения с Ираном. Между тем ранее глава МИД России Сергей Лавров заявил: Москва надеется, что Вашингтон изменит свое намерение по созданию европейского сегмента ПРО в связи с достижением договоренности по Ирану.
В российском Совбезе Польша и Румыния были названы потенциальными целями России в случае размещении на их территории элементов ПРО.
Таким образом, есть достаточно оснований утверждать, что предполагаемое выдвижение авиаполка ВВС России в Беларусь является составной частью мер, которые Москва намеревается предпринять для противодействия ЕвроПРО.
Одним из веских доводов в пользу этой версии являются и тактико-технические характеристики многофункциональных боевых самолетов Су-27СМ3, намеченных к перебазировке.
Благодаря новому бортовому комплексу управления оружием эти машины являются потенциальными носителями не только свободнопадающих и управляемых авиабомб, но и широкой гаммы аэробаллистических и крылатых ракет различной дальности (в том числе сверхзвуковых) для поражения широкой номенклатуры наземных целей.
Не исключено, что Су-27СМ3 (в том числе и предназначенные для базирования в Беларуси) могут быть оснащены многоцелевыми ракетами класса «воздух — поверхность» Х-59МЭ, Х-59М2Э, Х-59МК2, а также противорадиолокационными ракетами Х-58Э, Х-58УШЭ, Х-58УШКЭ, Х-31ПД, предназначенными для поражения радаров противовоздушных и противоракетных систем.
Более того, некоторые эксперты утверждают, что в комплекс бортового вооружения этого ударного самолета могут быть включены авиационные крылатые ракеты российского тактического комплекса Club-А 3М-14АЭ (обозначение НАТО — SS-N-27 Sizzler) c дальностью стрельбы до 300 км.
С учетом этого Су-27СМ3 (боевой радиус действия которого составляет около 1500 км без дозаправки) при действиях по наземным целям будет в три с лишним раза эффективнее, чем его предшественник — тяжелый истребитель Су-27С.
Такой потенциал представляется избыточным для самолетов, предназначенных преимущественно для решения задач ПВО. Все это придает дополнительный вес аргументам сторонников версии «Су-27СМ3 против ПРО».