Из выступления белорусского официального лидера перед детьми 24 декабря торчали грубые пиаровские нитки. Перед рождеством более двух тысяч мальчиков и девочек, которых свезли во Дворец Республики со всей Беларуси (и даже «привлекли» из диаспор Вильнюса, Риги), услышали о войне на Украине, беженцах и как хорошо на этом фоне жить на нашем острове стабильности.
Фото пресс-службы президента Беларуси
Такое впечатление, что спичрайтеры, решившие нагрузить детские умы всей этой грубо закамуфлированной политической пропагандой, использовали заготовки, которые держали на случай Всебелорусского народного собрания.
Ведь год президентских выборов на исходе, а традиционного в этом случае бутафорского «народного веча» так и не провели. Не нужно быть большим политологом, чтобы понять: хвалиться нечем, а посыпать голову пеплом не пристало. Пресловутая пятилетка провалена. Белорусы сегодня беднее, чем пять лет назад.
И продолжают беднеть. Реальная зарплата падает четвертый месяц подряд. В ноябре 2015 по сравнению с октябрем она уменьшилась на 1,8%. Сейчас средний белорус зарабатывает менее 370 долларов, при том что в декабре 2010 года, когда состоялись предыдущие выборы президента, средний заработок в эквиваленте был в районе 530 долларов.
Хуже «лихих 90-х»?
Более того, во время кадровых назначений 22 декабря Александр Лукашенкозаявил: «Следующий год будет очень сложным, смею заметить, что такого года в истории нашей страны не было».
Хорошее поздравление, вдохновляющие слова для родного народа, который только пару месяцев назад, по официальной версии, дружно оказал старому-новому вождю доверие на выборах.
Даже если допустить, что в своем мрачном прогнозе глава государства имеет в виду лишь новейшую историю Беларуси после 1991 года, то возникает вопрос: неужели будет хуже, чем в «лихие 90-е»? По крайней мере первую их половину бессменный президент любит рисовать как вакханалию «дерьмократов», разваливших великий Советский Союз.
Но ведь потом, по официальной мифологии, на арену вышел всемогущий деятель весь в белом. В последние два десятилетия никакой гнилой демократией в Беларуси не пахнет. Политические противники закатаны в асфальт, все делается под единым мудрым руководством. И куда приплыли? Почему на нас надвигается нечто похлеще лихих 90-х после того, как во всей красе воплощена воспетая пропагандистами «белорусская модель»?
Не повезло с соседями или не тот азимут выбрали?
Оказывается, с соседями не повезло. В тот же день 22 декабря, говоря об экономических трудностях, Лукашенко посетовал, что «наши соседи наворотили проблем больше, чем достаточно». Толстый намек на украинцев и россиян.
Но давайте вспомним, кто два десятилетия назад выбрал стратегический путь в фарватере российского «Титаника». В 1995 году Лукашенко инициировал референдум с вопросом об экономической интеграции с Россией и потом стал трактовать итоги голосования весьма расширительно, как карт-бланш на «братское единение», чреватое инкорпорацией.
Эксперты указывали на все риски однобокой ориентации на восточную соседку с ее нефтезависимой экономикой, ужасающей коррупцией, антидемократическими, имперскими замашками.
Да, в жирные годы нефтяного офшора, пик которого пришелся на середину 2000-х, над кассандрами-аналитиками можно было посмеиваться. Сегодня белорусское начальство на несколько диоптрий прозрело и стало пенять на издержки соседства.
Что ж, соседей не выбирают, но вот курс страны изначально мог быть более дальновидным — и в плане геополитического баланса, и в плане перестройки, модернизации экономики, отхода Беларуси от статуса сборочного цеха СССР.
Ныне Минск пытается хотя бы слегка отгрести от российского «Титаника», уже давшего большую течь (облом с нефтяными ценами, санкции за Крым), но не тут-то было.
«Несмотря на то что белорусская внешняя политика сейчас очередной раз села на глубокий шпагат — кардинальное решение о разрыве с Россией Лукашенко сегодня принять уже не в состоянии», — отмечает в свежем интервью белорусской службе радио «Свобода»Аркадий Мошес, финский политолог, внимательно следящий и за нашим отечественным сюжетом.
Не наши войны Кремля
Между тем вступление в силу с 1 января торговой части соглашения Украины с Евросоюзом в очередной раз поставило Минск между двух огней.
С одной стороны, Лукашенко на недавнем саммите Евразийского экономического союза в Москве разделил озабоченность российских властей тем, что европейские товары через Украину потекут в зону свободной торговли СНГ.
С другой стороны, ни Беларусь, ни другие партнеры не поспешили поддержать Россию в плане заградительных мер против Украины. Как следует из слов Лукашенко на саммите, Минск и Астана берут время — первый квартал 2016 года, чтобы изучить вопрос.
Москва же тем временем в одностороннем порядке с нового года не только лишает Украину торговых преференций в рамках СНГ, но и вводит против нее продовольственное эмбарго.
Для Беларуси, в частности, это создает примерно такую же коллизию, как и в случае российско-европейской войны санкций «после Крыма», отметил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS (Вильнюс) Андрей Елисеев.
Он допускает, что «часть украинских производителей попытается найти схемы ввоза своей продукции на российский рынок через Беларусь».
Короче, у Москвы на почве ее свежих антиукраинских (добавим: и антитурецких) мер может возникнуть новая волна претензий к Минску — типа тех, что ранее возникали к «белорусским креветкам» и «белорусской папайе».
Смех смехом, но такие конфликты неизбежны, поскольку череда экономических войн Кремля со все новыми внешними врагами абсолютно не стыкуется с интересами партнеров по евразийской интеграции. Интегрировались же, чтобы снимать барьеры, а не возводить все новые, ощетиниваясь аккурат против тех, с кем приладились выгодно торговать.
Между тем российские власти даже чисто формально не соблюдают правила игры по отношению к партнерам по интеграционным объединениям, раз за разом вводя санкции без должного согласования с остальными, отмечает Елисеев.
Добавлю, что такая политика, когда кто-то из союзников в одностороннем порядке устанавливает свои запреты да еще начинает жучить других (чего, мол, контрабандой занимаетесь), по самой своей сути подрывает идею как зоны свободной торговли СНГ, так и красиво провозглашенной евразийской интеграции, идеология которой подразумевает свободное передвижение товаров.
Мотор интеграции чихает и плюется
Так что да, выбор России в качестве мотора постсоветской интеграции был не самым мудрым решением.
Этот мотор сегодня чихает и плюется, а вслед за Россией в тупике оказывается и привязанная к ней Беларусь.
Остается рассказывать детишкам сказки про болотную стабильность постепенного обнищания, пугать войной и беженцами. Скажите спасибо, что вас не бомбят — это все достижения за 21 год президентской эры?
Да, а если Владимир Путин продавит-таки размещение авиабазы — то и целями для натовской бомбежки белорусские города станут снова, как это было в годы холодной войны прошлого века. Лукашенко обещал вернуть электорату советский рай — и вот уже туда почти привел.