Визит Александра Лукашенко в Турцию на саммит Организации исламского сотрудничества связан с поиском новых рынков сбыта и желанием напомнить о Беларуси, как о переговорной площадке. Такое мнение высказали БелаПАН белорусские политологи.
Лукашенко отправился с рабочим визитом в Турцию 13 апреля. По сообщению пресс-службы президента, он примет участие в саммите Организации исламского сотрудничества, который пройдет 14 апреля в Стамбуле под девизом «Единство и солидарность во имя справедливости и мира», и выступит на нем с речью. Программа рабочего визита также предусматривает ряд двусторонних встреч и переговоров с лидерами зарубежных стран.
В Организацию исламского сотрудничества входят 57 государств, статус наблюдателей имеют Россия, Босния и Герцеговина, Центрально-Африканская Республика, а также ряд организаций, в том числе ООН и Движение неприсоединения.
Как отметил Валерий Карбалевич, Беларусь в последние годы пытается искать новые рынки сбыта, поэтому активное участие Лукашенко в различных форумах — не новость.
«Он и к ШОС, и к БРИКС хочет как-то привязаться, теперь вот — к исламским государствам», — сказал политолог.
«К тому же есть определенные проблемы с западным миром: в Европу-то он не ездит, его туда не приглашают. А куда-то ездить надо. И он ездит с большим удовольствием на разные форумы, когда есть такая возможность», — считает Карбалевич.
По его мнению, участие в саммите Лукашенко попытается использовать для активизации сотрудничества с исламскими странами. «Это возможность еще раз засветиться, сказать, что мы активно хотим сотрудничать», — отметил политолог.
При этом он полагает, что Москва, у которой сейчас напряженные отношения со Стамбулом, не станет выражать недовольства поездкой Лукашенко в Турцию.
«Стамбул — это лишь место проведения форума, тут никуда не денешься. Не думаю, что у России будут какие-то вопросы по поводу этой его поездки», — предположил Карбалевич.
Политолог Денис Мельянцов, напротив, считает, что Кремль негативно воспримет визит Лукашенко в Стамбул, хотя публично недовольство высказывать не станет.
«Кремль вообще недоволен любыми шагами Беларуси, которые хоть как-то выбиваются из русла российской внешней политики. Поскольку у нас, как у союзных государств, есть договоренность координировать внешнеполитическую деятельность, Кремль ждет, что Беларусь будет добуквенно выполнять все согласования и придерживаться тех позиций, которых придерживается Россия. А когда Беларусь пытается играть какую-то свою игру, это вызывает у Москвы негативные эмоции, которые иногда выплескиваются в прессу, но чаще всего нет», — считает политолог.
По мнению Мельянцова, участие в саммите Организации исламского сотрудничества Лукашенко использует для того, чтобы напомнить о готовности Беларуси выступать миротворцем в урегулировании различных конфликтов, в том числе между Россией и Турцией, о чем уже заявлялось ранее.
«Тут сплелись все эти проблемные моменты, которые наша власть, видимо, хочет разрубить единым телодвижением. Белорусский президент поехал с тем, чтобы донести белорусское видение ситуации. Немножко угасает уже этот имидж нейтральной площадки и миротворца, поэтому его нужно постоянно подкреплять, саммит предоставляет такую возможность», — отметил Мельянцов.
К тому же, добавил он, это будет, скорее всего, просто выступление, риторика «о мире во всем мире», не обязывающая Беларусь ни к чему конкретному.
«Естественно, после таких визитов и заявлений белорусского лидера в Москве скрипят зубами, но ничего публично сделать не могут, потому что реагировать негативно — это дать повод упрекнуть себя в противодействии мирному урегулированию», — отметил политолог.
Следует отметить, что ранее Лукашенко призывал Россию и Турцию пойти на уступки ради восстановления добрых отношений. Выступая 12 декабря 2015 года в Ашхабаде на международной конференции по случаю 20-летия нейтралитета Туркменистана, он заявлял: «Надо преодолеть всякие нагнетания страстей и найти возможность сделать для начала хотя бы полшага навстречу друг другу. И проблема решится. Восстановятся те добрые, близкие отношения, которые были между этими народами и государствами и непременно будут».