КОММЕНТАРИЙ: Предоставление льгот - наиболее затратная и наименее эффективная форма соцподдержки - В.Потупчик
21.03.2010 09:10
—
Новости Общества
| БелТА
Источник материала: БелТА АктуальноОТ "ОГУЛЬНЫХ" ЛЬГОТ - К АДРЕСНОСТИ Проект Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" 23 мая нынешнего года был принят в двух чтениях депутатами Палаты представителей Национального собрания. В Совете Республики законопроект планируется рассмотреть сегодня, 28 мая. Широкое распространение социальных льгот и гарантий, к которым в той или иной степени причастно около 2/3 населения республики, ведет к неэффективному распылению бюджетных средств, перекосам в распределении льгот. Такое мнение в беседе с корреспондентом БЕЛТА высказал министр труда и социальной защиты Владимир Потупчик. Он отметил, что разработка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования системы государственной социальной поддержки населения. Ее основополагающие принципы - социально-экономическая эффективность, адресность и комплексность. Проект закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" был разработан Минтруда и соцзащиты с участием Минюста, Минфина, других заинтересованных министерств, Центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь во исполнение поручения главы государства. "Предоставление льгот - наиболее затратная и, пожалуй, наименее эффективная форма государственной социальной поддержки населения, - сказал министр. - Так, в 2006 году на финансирование льгот в бюджете было выделено свыше Br600 млрд. Для сравнения: за прошлый год объем финансирования пособий семьям, воспитывающим детей старше 3 лет, составил Br138 млрд., адресной социальной помощи - Br4,7 млрд. А финансирование мероприятий Национальной программы демографической безопасности на нынешний год составляет Br177 млрд.". Таким образом, подчеркнул собеседник, на льготы тратится во много раз больше средств, чем на самые крупные приоритетные социальные программы. Финансирование льгот более чем в 100 раз превышает финансирование государственной адресной социальной помощи. "При этом, как показывает анализ, льготы не оказывают сколько-нибудь ощутимого влияния на социально-экономическое положение малообеспеченных людей и сокращение уровня бедности, улучшение демографической обстановки в стране, - констатировал министр труда и соцзащиты. - Ведь льготы распределяются по формально категориальному признаку, без учета нуждаемости граждан". Гипертрофированно широкое распространение льгот ведет к тому, что даже при внушительных размерах финансирования сумма льгот и дотаций составляет менее Br20 тыс. в расчете на одну семью в месяц. "Крупные средства, попросту говоря, распыляются на весьма мелкие преференции, предоставляемые большинству населения, существенно не отражаясь на бюджете граждан, - сказал Владимир Потупчик. - Так, на льготы приходится лишь 2,3% в общем доходе семьи". При этом преобладающая сумма льгот попадает не менее, а более обеспеченной части получателей. По данным статистики выборочного обследования домашних хозяйств за 2001-2006 годы, на первые 20% получателей льгот, относящихся к наименее обеспеченным, приходилось 17,2% от общей суммы предоставленных льгот, на вторые 20% получателей - 19,7%, на третьи - 20,3%, на четвертые - 20,8%, на пятые (самые обеспеченные) - 22%. Как результат, наиболее обеспеченные граждане получили льгот в 1,3 раза больше, чем наименее обеспеченные. В проигрышном положении находятся сельские жители, которые не реализуют свое право на льготы, поскольку не имеют централизованного отопления, водоснабжения, реже пользуются услугами транспорта, льготами по приобретению лекарств. Так, по данным Министерства статистики, в 2006 году сумма льгот в расчете на одну семью, проживающую в крупном городе, более чем в 1,7 раза превышала размер льгот в среднем на одну сельскую семью. При одинаковых правах на льготы граждане получают различную величину льгот из-за разной их доступности для каждого из них в зависимости от места проживания, развития транспортных коммуникаций, телефонной связи, лекарственного обеспечения, а также от физического состояния и состояния здоровья (физическая неподвижность, противопоказанность санаторно-курортного лечения и т.п.). "Чрезмерное распространение льгот - одна из главных причин хронической убыточности организаций пассажирского транспорта, системы жилищно-коммунальных услуг, ряда других сфер, и одновременно - один из факторов повышения тарифов на эти услуги, - сказал Владимир Потупчик. - Это ведет к ущемлению интересов нельготной части населения, среди которой семьи с ограниченными доходами, семьи с детьми. При интенсивном росте тарифов страдает качество потребительских услуг". Накопленные уроки и опыт организации государственной социальной поддержки населения выдвигают в качестве приоритетного направления ее совершенствования обеспечение адресности, т.е. предоставления тем, кто действительно в ней нуждается. Проблему социальных льгот и ее оптимизации следует рассматривать в контексте всей социальной политики государства. "Необходимо учитывать, что льготы формировались в другой социально-экономической и политической обстановке, - подчеркнул Владимир Потупчик. - Сегодня многое изменилось. На первый план вышли вопросы обеспечения эффективной экономики, ее высокой конкурентоспособности, современных эффективных моделей социальной политики, их тесной взаимоувязки". Нельзя не учитывать и динамику доходов населения. Практика широкого распространения социальных льгот в 90-е годы во многом была оправдана тем, что до 50% населения находилось за чертой малообеспеченности и государство вынуждено было оказывать ему социальную поддержку всевозможными способами. Ситуация в этом плане в корне изменилась: с 2001 года доходы белорусов выросли в 10 раз (в 2,5 раза в реальном исчислении). Численность малообеспеченных граждан сократилась более чем в 4 раза. Внедрена адресная социальная помощь, развивается система социального обслуживания населения. "Проблема оптимизации льгот, на самом деле, назрела, - сказал собеседник. - И ее решение дало бы резервы как для финансового наполнения приоритетных направлений социальной политики, так и для снижения финансовой нагрузки на организации, предоставляющие льготные услуги, а также рационализации бюджетного финансирования социальных программ". В основу законопроекта заложено несколько подходов. Это сохранение основных льгот, гарантий и преимуществ для категорий населения с особым статусом, которые либо имеют выдающиеся заслуги перед государством, либо в виду своего физического и социального состояния нуждаются в государственной поддержке. В их числе - Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой славы, Отечества; участники, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды первой и второй группы; дети-инвалиды; инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; несовершеннолетние дети, проживающие в зонах радиоактивного загрязнения; граждане с заболеваниями, входящими в специальный перечень. Предусматривается предоставление льгот исключительно самому льготнику, а также равных прав на льготы инвалидам независимо от причины инвалидности. Планируется осуществить переход к нормированию отпуска и потребления жилищно-коммунальных, медицинских услуг, а также услуг транспорта и связи, предоставляемых на льготных основаниях. Вместе с тем, уточнил министр, предусмотрена отмена и ограничение части действующих льгот и гарантий для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС; для бывших узников фашистских концлагерей, других мест принудительного содержания при сохранении повышения их пенсии. Оптимизация льгот коснется ветеранов труда и учащейся молодежи - в части скидок с оплаты стоимости проезда на пассажирском транспорте; детей в возрасте до 3 лет - в части бесплатного обеспечения лекарствами. Кроме того, применяются условия и порядок предоставления санаторно-курортного лечения и оздоровления в соответствии с указом президента №542. Реализация комплекса этих подходов и норм позволит выполнить поручение главы государства о кардинальном упорядочении системы социальных льгот и гарантий. Законодательство о льготах будет приведено в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями государства. Снимется проблема бюджетного недофинансирования предоставления законодательно установленных льгот. Будут устранены необоснованные различия в государственной социальной поддержке инвалидов с различными причинами заболевания, детей. Условно сэкономленные от рационализации льгот средства пойдут на адресную социальную помощь нуждающимся, государственные программы в сфере охраны материнства и детства, чернобыльские программы. Владимир Потупчик добавил, что создается межведомственная рабочая группа по подготовке проекта указа "Об адресной социальной помощи". Этим документом предусматривается поэтапно довести критерий для ее предоставления до 100% бюджета прожиточного минимума, существенно увеличив численность потенциальных получателей и размер помощи, а также упростить процедуры ее получения. Среди целей законопроекта о льготах - решение приоритетных социальных проблем, оказание более адресной и ощутимой социальной поддержки малообеспеченным и нуждающимся гражданам, усиление социальной защиты семей и детей, инвалидов, физически ослабленных лиц. Это приведет в том числе и к улучшению демографической ситуации, подчеркнул собеседник. Ставится задача развивать и совершенствовать социальное обслуживание населения, повышать эффективность всей системы государственной социальной поддержки при последовательном повышении основных доходов и социально-экономических гарантий. Елена ПРУС, БЕЛТА. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Актуально ОТ "ОГУЛЬНЫХ" ЛЬГОТ - К АДРЕСНОСТИ Проект Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных...
|
|