Игорь Макаров: Будьте сильными!. 21.by

Игорь Макаров: Будьте сильными!

30.03.2010 14:29 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Игорь Макаров

Когда человек любит своё дело и с самоотдачей относится ко всему, что с этим делом связано, то и общаться с ним приятно и интересно.

На днях у нас появился шанс встретиться с заслуженным мастером спорта, чемпионом Олимпийских игр, неоднократным призёром чемпионатов мира и Европы, победителем Всемирных военно-спортивных игр, победителем и призёром турниров серии «Гран-при», кавалером ордена «За личное мужество», почётным гражданином Гомеля Игорем Макаровым.

Благодарим Игоря за то, что нашёл время и ответил на наши вопросы. Вот что получилось.

Слово-«паразит» в вашем лексиконе – не скажу, стараюсь от него избавиться;

– Игорь, как часто вас можно увидеть сейчас в Гомеле?
– По сравнению с прошлыми годами – чаще. Больше времени провожу в Гомеле, сборов меньше стало. Скажу так, приезжаю домой, а там уже как получится: тренируюсь, отдыхаю, опытом делюсь. Да я, в принципе, никуда и не уезжал. В Москве живут мои брат и отец. Но мы с семьей живем в Гомеле. Мы – граждане Республики Беларусь. (улыбается)

лучший друг в спорте – я сам; а в жизни – жена;

– Расскажите, что особенного было в вашем детстве, и как из обычного парня вырастает олимпийский чемпион?
– Обычные Олимпийские чемпионы? Да не знаю. Я был абсолютно обычным ребенком. Ничего сверхъестественного: учёба, тренировки. Учился неплохо, школу закончил как все, 11 классов, правда, без троек. В институте уже было сложнее. Появилась семья, да и тренироваться стал больше. Времени на учебу оставалось мало.

человек в первую очередь должен быть – честным;

– Когда семья уехала в Москву, почему вы остались в Гомеле? Один, да ещё и жить приходилось в общежитии?
– Даже не знаю, как ответить. Просто отец и мама уважали то, чем я занимаюсь, и чтобы не терять накопленный опыт борьбы, они не настаивали, чтобы я уезжал. Да и учеба сыграла важную роль. Думаю, смотрели, что с учебой всё нормально, да и волноваться особо не за что было, сын был уже самостоятельный.

мужчина, прежде всего, это; – сильный человек;

– Как пригодилась учеба в институте в жизни, или ещё, может быть, пригодится в будущем?
– Не знаю, ещё посмотрим. Я могу сказать, что знания, которые мне дали в институте – это для нормального человека хорошие знания. Что-то из них понадобится, а что-то учили зря. Но образованный и грамотный человек помимо своей узкой специализации должен владеть и другими науками, хотя бы поверхностно.

в девушках главное – душа;

– Говорят, вы даже работали на производстве?
– Это только говорят. Работал, но совсем немного, очень короткий промежуток времени. В моём случае нужно было либо работать, либо бороться. И эти два понятия несовместимы, то есть это было возможно, мне кажется, в 60-е или в начале 70-х годов прошлого века. Сейчас уровень спорта настолько высок, что он «забирает» спортсмена целиком. Чтобы чего-то добиться, нужно отдать спорту всего себя. А у человека, простоявшего смену у станка, или даже просидевшего в кабинете за рабочим столом восемь часов, появляются совсем другие мысли.

лучший отдых – просто лежать на диване;

– Вам как опытному спортсмену в современном дзюдо всё нравится, может что-то хотелось бы изменить?
– Есть нюансы, которые, я думаю, будут не очень интересны читателям. А что касается «изменить»… Хотелось бы даже не изменить, а скорее – вернуть. Понимаете, появляются новые элементы, направленные на повышение зрелищности дзюдо, но в техническом плане они больше «сбивают» спортсмена. Вот если взять новое поколение, которое выросло, вернее, вырастет. Они уже будут воспринимать это как «должное». Я застал ещё, скажем, старую технику и тактику дзюдо, и они мне больше нравятся. Они более открытые. Вот сейчас, чем выше вес, тем меньше бросков, но зато скорость выше. Я бы вернул прежнее дзюдо, но это уже невозможно. Потому, что идёт развитие. Спорт шагнул вперёд, и прогресс неизбежен.

тренер этонаставник;

– Вы против прогресса?
– Ну как вам сказать? (улыбается). Я не против прогресса. Нисколько. И даже, наверное, «за». Но мне больше нравится старый стиль.

больше всего в жизни любите – свою семью;

– Как вы думаете, дзюдо – популярный вид спорта?
– У нас в Беларуси – нет. Кому вообще у нас нужен спорт? Да, в принципе, никому. Частенько слышу: «А, так ты ещё и спортсмен?» Мне вот недавно заявили: «А что там, вышел парень, в своё удовольствие потолкался и – всё». Что таким людям объяснять, да и зачем? Человек, он же со своими сложившимися взглядами. В нашей ситуации детей нужно вовлекать. А как это сделать, вот это – вопрос. Если мне предлагают участвовать в акциях, посвящённых детям, я никогда не отказываюсь. Если нужно – я приеду и из Минска, и из других мест. Просто преподносится это часто так, что даже мне, взрослому человеку, скучно. Всё это как-то «для галочки» делается, для отчёта, может быть, какого-то.

что считаете своим самым большим достижением в спорте – последнюю победу на чемпионате Европы; а в жизни – думаю, она ещё придёт;

– Как думаете, можно это изменить?
– У нас? У меня есть своё личное мнение, оно – сугубо моё, и заключается в том, что необходимо коренным образом менять систему воспитания детей. Вот то, что было при Союзе – это хорошо. Были различные общества, кружки, объединения и т.д. и т. п. Сейчас этого практически нет. С детьми работает тренер, который получает, в лучшем случае, пятьсот тысяч. И как он может работать за такие деньги? Неужели будет «горбатиться» и выкладываться полностью? Нужно создавать платные группы. Причём, все и сразу. Да я понимаю, что сложно у нас с деньгами в стране. Нет особо у людей денег. Но сделать для начала плату чисто символическую. А государство поможет в остальном. К сожалению, сейчас проще привезти готового спортсмена, заплатить ему деньги, и он уже будет «давать» результат. А своего вырастить сложнее. Но, я думаю, свой-то – гораздо лучше. Вы возьмите дзюдо в целом – у нас осталось человек шесть спортсменов, которые могут что-то показать. Остальные? Я, конечно, не знаю, может и есть ещё фанаты своего дела. Но тяжко им будет. Понимаете, фанатизм должен тоже подкрепляться. У нас есть Совет Олимпийских чемпионов. Там очень уважаемые, великие люди. Их много в Беларуси. Вот они пробивают возможность принятия указа или закона о финансировании спорта негосударственными структурами. Проще говоря, найти какого-либо бизнесмена и «сесть ему на шею». Он будет финансировать спортсмена, а ему – налоговые льготы. Есть уже такой вариант в игровых видах спорта. Вот простейший пример – Германия. Я в этой стране борюсь за профессиональный клуб, так там – всё просто. Человек пришёл и хочет помочь. Без проблем. Ему дается справочка, всё остальное он оформляет сам. Всё просто и понятно. И там даже у маленьких клубов много спонсоров, причём, как физических, так и юридических лиц. Такая минимизация налогов для спонсоров очень популярна. Ведь им всё равно, спортсмену или клубу он отдаст деньги, или государству. Всё во многом ещё зависит и от отношения спонсора к спорту и спортсменам. Понимаете, дзюдоист – не «игровик». У нас деньги нужны одному человеку, а не целой команде. Если для них 10 тысяч не сыграют практически никакой роли, то я могу на эти деньги месяц ездить туда-обратно.

расставьте по значимости: спорт, семья, отдых – спорт, семья, отдых;

– Насколько популярно дзюдо в других странах?
– Очень популярно. Вы даже не представляете насколько. В одной только Германии 18 клубов, которые между собой разыгрывают Кубок. Если простым языком объяснять схему: два дивизиона, по девять команд в каждом, проводят схватки между собой, а потом – плей-офф. Там на обычную матчевую встречу, которые, как правило, проходят в школьных залах или на базе самих клубов, собирается по 2-3 тысячи человек. Приходят поболеть, с дудками, горнами, плакатами. И это при том, что до последнего времени там боролись, в основном, одни легионеры. На моей последней встрече было тысяч пять человек. И ещё к вопросу о популярности приведу пример. Я также борюсь за украинский клуб в Евролиге. В ней участвуют, ну чтобы не соврать, 16-18 клубов из разных стран: Бразилии, Кубы, Казахстана, Узбекистана… Приезжает бороться вся элита, за исключением Японии и Кореи, они – за деньги не борются. Так вот, вернёмся к Украине. Последний раз был в Днепропетровске. Представляете, да? Это даже не Киев, это вообще где-то «у чёрта на куличках». Один маленький зал на втором этаже гостиницы, два татами. В первый день заселения в гостиницу я лично насчитал десять «тяжей», причём таких, которые борются, а не «мальчиков для битья». Оказалось, на следующий день у них запланирован «День борьбы». На следующий день поднялся в зал, там яблоку негде упасть, столько народища пришло. Люди из Запорожья, из Полтавы приехали. У них – праздник! И это – в Днепропетровске, я даже не представляю, что творится в Киеве. И, скажу честно, в одном зале я увидел спортсменов больше, чем у нас на чемпионате страны.

какой совет дали бы совершенно незнакомому человеку, который спросил бы как стать счастливым – я не даю советов.

А как проходит «День борьбы» у нас? Даже сравнивать не буду. Приезжает народ. Мне лично бороться не с кем. Два-три человека, да и то они – 90-100 кг. А потом спрашивают: “Почему вы уезжаете?” А что делать? Так роста не будет, бороться с одними и теми же, смысла нет. Я готов платить свои деньги, чтобы ездить на сборы в ту же Украину или Россию.

Дальше – о популярности. Недавно проходил у нас детский международный турнир у вольников. Так в зале не было никого! Мало того, даже если бы кто-то и захотел прийти, так ему там даже сесть негде. У нас наблюдается гигантизм какой-то. Строят огромные дворцы. Причём, сначала строят, а потом думают, что в них проводить. Зачем, вернее, для кого эти огромные велотреки и легкоатлетические манежи. Ну, хорошо, построили, так отдайте манеж под единоборства. Пусть там будет мешанина: вольники, дзюдо, карате, самбо… Но народ будет приходить.

– Почему вы начали бороться за профессиональные клубы?
– На первом этапе у меня была задача просто пробиться в эту систему. Во-первых, это возможность заработать. Поехал, выиграл, получил денежку. Мало или много, но заработал. Во-вторых, это возможность сменить обстановку. Вы не представляете, насколько отличается там обстановка, в которой проходят схватки. Всё другое, совершенно другое. В-третьих, это своеобразный отдых.

– Скоро будет пять лет, как вы выиграли Олимпиаду. Что нового произошло в жизни, чем радует отца дочь Полина?
– Уже пять лет? Я как-то не считал. А нового? Думаю, в личном плане ничего не изменилось. Любимая жена. Дочь вот недавно выиграла танцевальный конкурс. Маленькая ещё, а танцует хорошо.

– Скажите, чем отличается Игорь Макаров «до Олимпиады в Афинах» и «после»?
– Стал более разборчивым по отношению к людям. Появилась избирательность, что ли. Больше стал присматриваться, кто лучше, кто – хуже. Потому, что, как правило, людей, которые чего-то добились в жизни, начинают окружать, скажем, «негодяи», то есть не слишком честные люди. И этот период нужно пройти, это что-то вроде испытания. А вообще, сам человек, обычно, не меняется. Олимпиада – это как этап. Он прошёл для меня удачно. За спиной, грубо говоря, появился лишний титул. Но само награждение происходит публично, в присутствии многих людей. И вот тут начинаешь обрастать какими-то непонятными связями, которые появляются вдруг «из ниоткуда». И ничего, кроме отягощения, от них нет. От тебя кто-то постоянно чего-то хочет. И это очень обременяет.

– Для большинства спортсменов – Олимпиада – это цель жизни и спортивной карьеры. Вот вы выиграли, не появилось ощущение, что всё уже сделано в спорте?
– Нет. Цель для каждого – своя. Она может быть растянута на много лет. Цель может быть заложена вначале, например, внести определенный вклад в спорте, а может быть и в процессе работы, например, выиграть чемпионат области. Для меня лично цель, это цель с большой буквы. Я хочу, чтобы в спорте мое имя было записано не просто золотыми буквами, а ещё и большими буквами. Поэтому я работаю.

– Ваша личная цель касается только спортивной составляющей спорта или, может быть, видите себя в качестве функционера?<br /> – В качестве функционера, скорее – нет. По крайней мере, не сейчас. Сложно очень. Есть у меня идеи, и я считаю неплохие. Но очень тяжело их реализовать. Очень тяжело. У нас в Беларуси ещё не совсем понимают, что такое спорт и зачем он нужен. Я приведу пример победившего в Пекине австрийского дзюдоиста. Он за свою победу от государства получил двенадцать тысяч евро. Но в дальнейшем его начинают, что называется, «раскручивать», приглашают на различные встречи, мероприятия, акции и т.п. Он начинает зарабатывать на своём имени. И, по-моему, это лучше, гораздо лучше. У нас даже и близко такого нет. Получил спортсмен награду, его поздравили и всё. Это наша система, и большинство спортсменов к этому готово. Может, только молодые ещё думают, что вот сейчас «прыгнут» и будут в лаврах купаться лет 10-15, а то и всю жизнь. На самом деле – это на полгода, ну, может быть, на год всего. А дальше – опять рутина.

– Тогда вернёмся к спортивным планам. Какие они у вас в ближайшем, да и не только ближайшем, будущем?
– Самый ближайший старт – в конце августа. Это – чемпионат мира. Я приложу все свои усилия, чтобы там выступить максимально хорошо. А дальше – будем смотреть.

– Не любите загадывать наперёд и строить далеко идущие планы?
– Понимаете, если рассматривать конкретно меня, то я больше сторонник профессионального спорта, которого у нас практически нет. Говоря простым языком, это значит: вложил здоровье – получил деньги. Ведь их нужно зарабатывать. А для этого необходимо быть постоянно наверху, в элите дзюдо и на кубках мира и на официальных стартах, таких как чемпионаты мира и Европы. А для того, чтобы мою фамилию записали не только золотыми, но еще и большими буквами в историю спорта, нужна ещё, как минимум, вторая Олимпиада.

– Пекинские игры смотрели?
– Нет, ни одной схватки. Я не люблю смотреть, мне больше нравиться бороться.

– Владимир Владимирович Асин – ваш первый и личный тренер. Почему?
– Он очень много мне дал как спортсмену. Я вообще считаю, что он лучший тренер в Беларуси. Тренировочный процесс отлажен «по максимуму», тактика – самая лучшая. Он всё понимает, может со стороны посмотреть, совет дать. Это всё очень важно. А когда всё получается, зачем что-то менять.

Мы попросили олимпийского чемпиона Афин пожелать что-нибудь читателям нашей газеты, и он сказал:

БУДЬТЕ СИЛЬНЫМИ, И У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ.

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда человек любит своё дело и с самоотдачей относится ко всему, что с этим делом связано, то и общаться с ним приятно и интересно. На днях у нас появился шанс встретиться с заслуженным мастером спорта, чемпионом Олимпийских игр, неоднократным призёром чемпионатов мира и Европы, победителем Всемирных военно-спортивных игр, победителем и призёром турниров серии «Гран-при», кавалером ордена «За личное мужество», почётным гражданином Гомеля Игорем Макаровым.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика