В первом полугодии белорусы потратили на еду 12,9 трлн рублей. 21.by

В первом полугодии белорусы потратили на еду 12,9 трлн рублей

12.08.2009 10:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На снимке: покупатель в дискаунтере "На недельку", www.respublika.info
На снимке: покупатель в дискаунтере "На недельку", www.respublika.info
За последние месяцы маркетологи мозоли на языках натерли, убеждая производителей продуктов питания быть "ближе к народу". Мол, если найдете правильный подход к желудку потребителя, то и кризис пройдет стороной. "Смена позиций" в продуктовой корзине белорусов произошла, да и рацион оказался несколько урезанным. А вот кошельки при этом похудели примерно на те же суммы, что и в прошлом году.

Впрочем, по наблюдениям ритейлеров, около половины покупателей пока не изменили своих потребительских предпочтений. Как сообщили в компании "Премьерторг" (дискаунтер "На недельку"), часть посетителей магазина отказались от покупки рыбы и морепродуктов, некоторые реже подходят к полкам с сырокопчеными колбасами, полуфабрикатами, оливковым маслом, дорогими сырами… Снизился потребительский спрос и на "праздничные" продукты: кондитерские изделия, вино (в сегменте "средний+"), шампанское, оливки. Это те товары, которые можно достаточно безболезненно исключить из своего рациона вовсе или ограничить их присутствие на столе с целью экономии бюджета, пояснили специалисты. В то же время товары первой необходимости, или так называемые народные продукты, — молоко, хлеб, сосиски — пользуются неизменным успехом. Особенно уверенно себя чувствуют брендовые товары, сумевшие добиться благосклонности или лояльности покупателей. В среднем посетители дискаунтера сегодня тратят на разовую покупку около 180 тысяч рублей, что на 10 % меньше, чем до кризиса.

Несмотря на приверженность брендовым продуктам, многие покупатели переключаются с дорогих на более дешевые торговые марки. Так, маркетинговое исследование компании "Премьерторг" показало, что в продуктовых тележках кетчуп "Хайнц" уступил место "АВС", макароны "Пастораль" отвоевали позиции у итальянских и российских марок, белорусский "Пармезан" по­двинул своего импортного тезку, а вместо чая "Гринфилд" хорошо идет и "Принцесса Нури". В то же время специалисты подчеркивают: смещение в ценовых сегментах произошло, но только на соседнюю ступеньку, т.е. из сегмента "средний+" часть покупателей перешла в "средний", а из "среднего" — в "средний-".

Интересно, что некоторые товары теряют в объ­емах реализации меньше, чем в цене. Например, за соки покупатели дискаунтера заплатили в первом полугодии почти на 42 % меньше, чем в январе-июне прошлого года, но в литрах этот ценный напиток потерял только 20%. Что, собственно, и подтверждает ориентацию потребителя на более дешевые товары — там, где это возможно… А по колбасным изделиям и копченостям ситуация иная: купили меньше почти на 9%, но при этом на столько же больше потратили. То же самое и с сырами — сократили их потребление, но кошелек опустел заметнее, чем в прошлом году. В то же время покупатели пристрастились к творогу, хлебу и молоку, им пришлось на 25-30 % увеличить свои расходы на эти продукты.

В целом белорусы потратили на продовольствие за первую половину года 12,9 трлн. рублей, сообщил Белстат. Это лишь на 0,7 % меньше, чем за такой же период 2008-го. Спасительным для торговли оказался второй квартал, когда после затягивания поясов в начале года население решило не отказывать себе в хлебе насущном: в апреле-июне отмечен рост продаж продуктов питания почти на 16% к первому кварталу. Данные статистики подтверждают: медицинские нормы потребления если и изменились, то незначительно (в ту или другую сторону). Так, съедено "мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо" на 3,4 % больше, чем в первом квартале прошлого года, хотя динамика продаж консервов опередила "колбасную" кривую. Удержалось на прежнем уровне потребление сливочного масла, сахара и яиц. Прибавила бакалея — растительного масла, круп, макаронных изделий и бобовых закупили почти на 10% больше (не факт, что съели, просто хозяйки могли пополнить продуктовый запас). В числе аутсайдеров оказались сыры и соки, но и тут падение не вышло за рамки 5%. Однако выборочное исследование расходов домашних хозяйств показало: в январе-марте снизилось потребление на одного человека мяса и молока, а также продуктов из них, а еще в своих продовольственных корзинах многие недосчитались рыбы и других даров моря.

Опять же не совсем понятно, что скрывается за "мясной" строкой: деликатесный балык или недорогая ливерка?.. Судя по всему, последняя сегодня в выигрыше… Общая производственная динамика такова: снижается выпуск сосисок и сарделек, вареных, полукопченых, сырокопченых и сыровяленых колбас, зато увеличивается производство варено-копченых, продуктов из шпика и в желе, загадочных "прочих"… В январе-июне, по данным Белстата, снизилось производство рыбной продукции (на 15,3%), цельномолочной (на 0,7%), хлеба и хлебобулочных изделий (на 2,3%), колбасных изделий (на 4,9%). Продуктовые потоки, конечно, ориентированы не только на внутренний рынок, а потому в производственных показателях отражаются и аппетиты зарубежных "едоков". Но чем мы принципиально отличаемся от наших ближайших соседей, которым по вкусу белорусские продукты?..

Пожалуй, ритейлерам уже впору задумываться не только об изменении ассортимента, но и о пополнении парка магазинных тележек более компактными моделями. Еще сложнее медикам: им предстоит решить, как компенсировать уменьшение в рационе белорусов ценных источников белка — мяса, рыбы, сыров… Радует, пожалуй, тот факт, что наше население прислушивается к голосу диетологов, предостерегающих от увлечения строгими диетами, и урезает свое меню не сразу, а постепенно, небольшими порциями… Дальнейшее поведение потребителя во многом зависит от того, с какой скоростью будут переписывать ценники в отечественных магазинах. Тут есть над чем поработать и самим производителям, и торговле, и представителям власти…

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За последние месяцы маркетологи мозоли на языках натерли, убеждая производителей продуктов питания быть "ближе к народу". Мол, если найдете правильный подход к желудку потребителя, то и кризис пройдет стороной.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика