Генеральный прокурор: "Наказание должно быть эффективным". 21.by

Генеральный прокурор: "Наказание должно быть эффективным"

25.08.2009 11:40 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Генеральный прокурор Республики Беларусь Григорий Василевич
Генеральный прокурор Республики Беларусь Григорий Василевич
Генеральная прокуратура в последнее время стала одним из самых креативных ведомств в Беларуси. Прокуроры не устают предлагать новые идеи, выступать с громкими докладами.

Правда, на последнем совещании президент выразил свое недовольство: "Ваше стремление к обособленности в обществе я понимаю. Но я хочу, чтобы вы не перегибали: отдельной кастой вы не можете быть. Я аккуратно пытаюсь сказать, что вы люди подконтрольные. Как я, так и вы служите государству". Генеральный прокурор РБ Григорий Василевич рассказал "КП" не только о том, что должно измениться в работе прокуратуре в ближайшее время, но и почему чиновники берут взятки, где отдыхает генпрокурор и какие книги он читает.

- Григорий Алексеевич, Вы 14 лет проработали в Конституционном Суде, а в 2008 году возглавили Генеральную прокуратуру. Какие сложности возникли, когда перешли на новую работу? Наверное, работа в суде была более спокойной…

- И в Конституционном Суде, и в прокуратуре цель одна - обеспечить законность. В прокуратуре больше конкретных вопросов, но порой они имеют жизненно важное значение: например, когда речь идет о свободе и жизни конкретного человека. Это накладывает огромную ответственность за принятие решения. В Конституционном Суде работа сродни законодателю, а в прокуратуре одновременно решается широкий спектр вопросов и необходимо детально вникать во все отрасли права. Здесь необходимо мгновенно реагировать на многие ситуации, работа в КС была более размеренная, как и должно быть.

Самый интересный период в моей жизни – это работа в Президиуме Верховного Совета Беларуси. Очень благодарен Главе государства за доверие возглавлять 11 лет Конституционный Суд. За это время Конституционному Суду удалось много сделать для совершенствования национального законодательства. Хотелось бы, чтобы и прокуратура работала более эффективно. Решение Конституционного Суда должно звучать, как симфония. Я с удовольствием вспоминаю, что мы приняли несколько сотен конституционных решений и ни одно из них не противоречит ранее принятым. Сейчас же мне приходится сталкиваться с упущениями в работе, совершенными в системе правоохранительных органов в предшествующий период. Если прокурор взялся за дело, то оно должно быть разрешено так, чтобы уже не было ни его отмены, ни пересмотра. С прошлыми ошибками нам приходится разбираться и сейчас. Допускаются они, к сожалению, и сейчас. Хотелось бы, чтобы в нынешний период таких ошибок было как можно меньше.

- В последнее время у Ваших сотрудников много креативных предложений: отключать серые мобильные телефоны, конфискация авто у пьяных водителей… Правда, эти предложения не доведены до конца. Что мешает?

- Предложений много уже реализовано. Например, с этого года начали взыскивать средства, затраченные на розыск скрывшегося преступника. Только в Витебской области за четыре месяца 2009 года с разысканных лиц взыскано 170 млн. руб. Еще одно мое требование - усилить имущественную ответственность водителей за повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии. В 2007 году с недисциплинированных водителей взыскано около 800 млн. руб, в 2009 г. - почти 12 млрд. (!). Считаю, что именно эту категорию лучше наказывать рублем, чем лишать свободы. В то же время необходимо усилить уголовную ответственность за ДТП в нетрезвом состоянии с причинением смерти, травм.

Часть наших предложений действительно ждет своего часа. Относительно "серых" мобильных телефонов. К сожалению, сложившаяся ранее практика постановки на обслуживание мобильных телефонов с незаконным изменением заводских номеров привела к тому, что у одного оператора мобильной связи на обслуживании более 200 тыс. таких телефонов. При этом под одним номером - несколько десятков тысяч, у другого оператора - такая же ситуация. Мы не требуем отключать ранее поставленные на обслуживание мобильные телефоны, но в будущем следует исключить возможность новой постановки на обслуживание таких телефонов.

Уже есть примеры привлечения виновных лиц за так называемую перепрошивку номеров телефонов.

Прокурор считает, что за взятки иногда лучше отправлять не в колонию, а рублем наказывать.
Прокурор считает, что за взятки иногда лучше отправлять не в колонию, а рублем наказывать.

Провинившийся начальник пусть убирает навоз на ферме

- В последнее время мы часто слышим об очередном громком задержании: то на взятке погорел директор завода, то глава администрации. Такое впечатление, что скоро половина руководителей окажется в тюрьме. Это сказывается кризис? Почему в стране так много чиновников-взяточников?

- Виноваты сами эти должностные лица и прежде всего "кризис в головах". Мы сейчас принимаем меры к тому, чтобы лучше работали ревизионные службы министерств. Правительству предложено посвятить одно из ближайших заседаний специально вопросу предупреждения коррупционных правонарушений. Уже обновлено законодательство о госзакупках с целью устранения некоторых в нем прорех, куда стремились недобросовестные хозяйственники, то есть принимаются меры к предупреждению коррупционных правонарушений. Но, видимо, близость к материальным ресурсам приводит "неустойчивых" руководителей к совершению коррупционных преступлений. Более активно стали работать правоохранительные органы. Хотя, конечно, недостатков хватает.

- Вам не кажется, что в Беларуси слишком сурово судят взяточников? К примеру, за 45 долларов врача отправляют на 6 лет в колонию…

- В первые месяцы своей работы я обратил на это внимание прокуроров. Такая практика ранее складывалась годами. Надо действовать не от случая к случаю - одному за 45 - 50 долларов взятки - 6 - 7 лет лишения свободы, другому - значительно более мягкая мера. Надо решать вопрос исходя из равенства всех перед судом. Наказание должно быть эффективным.

Может быть, нам стоит подумать о других мерах воздействия на лиц, берущих взятки. В некоторых случаях более эффективным может быть не лишение свободы, а общественные работы. Лучше ввести штрафную ответственность, наказывать общественной работой. Пускай подчиненные видят, как их провинившийся начальник убирает навоз на ферме.

Есть такая книга Чезаре Беккария "О преступлениях и наказаниях", которая была написана еще в XVIII веке. Автор утверждал, что даже самое суровое наказание не решает проблему преступности. Один из ярких примеров: когда на площади за кражи четвертовали преступника, в это время совершались другие кражи. Важно истинное покаяние преступника. Например, в прошлом году столичный врач-ортопед получил деньги за выдачу больничного. Действительно, врач раскаялся, выступил перед своим огромным трудовым коллективом. Суд по предложению государственного обвинителя решил приговорить его к 2 годам исправительных работ.

У нас более 40% преступлений совершается лицами, которые имеют неснятую, непогашенную судимость. О чем это говорит? Исправительные колонии должны в большей степени работать на исправление. Если мы изменим оценку работы колонии (не по количеству выпущенных лиц, а по количеству вновь совершивших преступление), то эти учреждения начнут более принципиально заниматься перевоспитанием осужденных. Конечно, для убийц и насильников изоляция - это единственная мера.

Люди должны научиться решать свои вопросы без взяток

- Недавно разговаривала с датским адвокатом. Он говорил, что у них в стране вообще нет коррупции. Григорий Алексеевич, что должно произойти в Беларуси, чтобы такое можно было сказать и о нас?

- Необходим комплекс мер: тщательный отбор кадров, законодательство, исключающее волюнтаризм чиновника, эффективный контроль за его работой. Причем контролировать должна не только прокуратура. Главное, чтобы изменилась общественная атмосфера. Люди должны научиться решать свои вопросы без взяток. Коррупция - это проявление человеческой слабости. С этим явлением нужно бороться постоянно, создавать механизмы с учетом меняющихся реалий противодействия искушениям человека.

В Сингапуре борьбу с коррупцией ведут высшие должностные лица при всемерной поддержке общественности. В этой стране есть еще много поучительного. Меры принимаются и к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет. Общественное осуждение - неотъемлемая часть процесса наказания. Высокая зарплата госслужащих, исключение бюрократических рогаток (обилие подписей, затягивание сроков), открытость сведений о доходах чиновников - многие из этих моментов, широко применяемых в Дании и Сингапуре, используем мы.

- Были ли случаи, когда Ваши подчиненные брали взятку?

- К сожалению, были. И до того, как я стал генеральным прокурором, и совсем недавно, в 2008 г. Были выявлены такие факты. Естественно, виновных привлекаем к уголовной ответственности. Но хочу подчеркнуть, что в системе прокуратуры работают добросовестные сотрудники. Труд здесь очень тяжелый, и жалко, когда проступок одного лица незаслуженно бросает тень на всю систему.

- Не секрет, что взяточников нередко вычисляют благодаря оперативному эксперименту. Правда, очень часто он напоминает провокацию. Как Вы относитесь к тому, что сотрудники правоохранительных органов выступают в роли взяткодателя?

- Закон запрещает провокацию преступления, в том числе и при проведении оперативного эксперимента. Практика их проведения должна быть изменена, чтобы исключить привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц. В нормативных актах необходимо более детально зафиксировать основания проведения таких экспериментов. В действиях представителей правоохранительных органов не должно быть такого, что подталкивало бы лицо к совершению преступления. Отмечу, что в 2009 г. не было оправдательных приговоров по результатам оперативных экспериментов, в 2007 и 2008 годах было по одному оправдательному приговору.

Григорий Василевич (на фото первый справа) любит участвовать в велопробегах.
Григорий Василевич (на фото первый справа) любит участвовать в велопробегах.

"Мы можем проверить, на какие средства построен коттедж с позолоченным  "крылечком"

- На официальном сайте Генеральной прокуратуры любой желающий может сообщить о фактах коррупции. Люди не боятся жаловаться на коррупционеров?

- Cообщение на сайт - дело добровольное. За 9 месяцев к нам поступило около 200 писем, по всем поступившим сообщениям проводятся проверки. Есть элемент сведения счетов. Не было бы сайта, можно было бы услышать, что прокуратура не работает с общественностью.

- Допустим, жалобщик написал, что его сосед построил 4-этажный коттедж с позолоченным крыльцом. Этого будет достаточно, чтобы им заинтересовалась прокуратура?

- Конечно, мы можем проверить, на какие средства построен этот коттедж с "крылечком".

- Почему наши люди так любят жаловаться? Малейшая ссора с соседом - и белорусы с заявлением уже бегут в милицию или прокуратуру. Ваше ведомство не устало от бесконечных жалоб?

- Конечно, в первую очередь людям надо научиться решать вопросы на локальном уровне. Они должны стремиться решать свои конфликты мирно. Писать жалобы у нас не запрещено. Это конституционное право любого гражданина в любой стране. Например, в 2008 г. в органы прокуратуры поступило более 69 тыс. обращений. Из них - более 9 тысяч в Генеральную прокуратуру. Каждая седьмая жалоба признается обоснованной.

- Такое чувство, что далекие 90-е вернулись: снова ограбления банков, инкассаторов. Может быть, это так повлиял кризис?

- В целом, за 2008 г. произошло снижение преступлений на 12%, в текущем году - на 9%. Сокращение произошло по всем категориям преступлений. Вы правильно заметили, что в последнее время произошло несколько грабежей, разбойных нападений на обменные пункты, банкоматы. Требуется усилить их охрану, установить видеонаблюдение. Ведь иногда банки считают, что легче получить страховку, чем установить видеокамеру.

Прокурору нужно успевать везде

- Григорий Алексеевич, сейчас так много говорится о либерализации. На последнем совещании у президента этот вопрос затронули и Ваши сотрудники. Они жаловались, что на них возложено слишком много обязанностей…

- Прокурору, действительно, нужно успевать везде. Поручения нижестоящим прокуратурам часто вызваны жалобами граждан, необходимостью решения вопроса о точном исполнении нормативных предписаний. Например, исполнением земельного, трудового, жилищного законодательства. Есть поручения, вызванные наметившимися тенденциями в криминогенной сфере. Например, почему мы не должны изучать практику возмещения морального вреда близким родственникам лица, в отношении которого совершено убийство? В Витебской области в пользу родителей с убийцы взыскивали около 13 млн. руб., а в Брестской - около 5 млн. Что это за противоречивая практика? Есть вопросы и к прокурорам, и к судам.

Конечно, мы примем меры к тому, чтобы сократить документооборот. Но в большинстве случаев поручения нижестоящим прокурорам обусловлены объективной необходимостью. Прокуроры должны на месте больше и лучше знать свои проблемы и, самое главное, решать их. Но есть и республиканские проблемы, которые должны быть в поле зрения всей системы. Надо искать, как указал глава государства, оптимальные подходы. С учетом интенсивности работы надо исключить лишние поручения.

- Говорилось и о том, что Генеральная прокуратура не должна слишком контролировать прокуроров на местах. Это не приведет к тому, что районные прокуроры превратятся в царей на местах?

- Глава государства обратил внимание на повышении роли прокуроров на местах. Они организаторы работы по предупреждению и искоренению правонарушений. Но при этом остается ответственность всей системы за общее положение дел. Прокуратура - это единая и централизованная система. Из этого мы и исходим.

Предпочитаю отдыхать в беларуси

- Дружите ли Вы с генеральными прокурорами других стран?

- У меня хорошие отношения с генпрокурором РФ Юрием Чайкой. Он очень опытный человек, мы с ним часто созваниваемся. И перед отчетом у президента, и после совещания созванивалсиь, обменялись впечатлениями. Теплая встреча была с генпрокурором Азербайджана. Остаются дружескими отношения с председателями и многими судьями Конституционных Судов других стран. Вот где особый слой юристов.

- А как Вы проводите свободное время?

- К великому сожалению, его мало. Но если получается, то выходной день я использую для поездок, просмотра литературы, общения со своими знакомыми. Иногда удается посетить концерт.

- Когда последний раз были в отпуске?

- В январе этого года, тогда целую неделю отдыхал. Предпочитаю отдыхать в Беларуси. Во время отпусков писал и кандидатскую, и докторскую диссертации. Впечатления о зарубежных странах сложились и благодаря служебным поездкам, правда, весьма кратковременным. Четыре года назад 10 дней отдыхал в Турции.

Воспитывайте детей на советских мультфильмах!

- Есть ли у Вас любимые книги?

- Достоевский, Стефан Цвейг, иногда перечитываю Ярослава Гашека, Ефремова. Еще нравятся новеллы Карела Чапека. Люблю историческую литературу. Читаю газету "Комсомольская правда" в Белоруссии", "Советскую Белоруссию", "Республику", нравятся "Известия", "Российская газета".

- А есть ли любимая программа на телевидении?

- Смотрю передачи с умным и тонким юмором. К великому сожалению, современное телевидение показывает не самые лучшие фильмы: убийства, драки, погони. Причем на всех каналах один и тот же сюжет. Безусловно, это влияет на состояние преступности. У маленьких детей, подростков формируется убеждение, что все можно решить при помощи силы. А ведь какие раньше были прекрасные советские мультфильмы! Родителям советую на них воспитывать своих детей.

- Григорий Алексеевич, Вас можно увидеть в городе, гуляющим по парку?

- Конечно. Иногда езжу в автобусах, троллейбусах.

- У Вас есть телохранители?

- Охрана предусмотрена.

- Сейчас среди чиновников модно заниматься спортом. А как Вы себя поддерживаете в форме?

- Участвую в спортивных соревнованиях среди чиновников: в велопробеге, лыжных гонках. Очень хочу, чтобы наша система занимала высокие места. Иногда мы занимаем второе, третье места. В этом году в велопробеге взяли четвертое место среди 24 команд. Огорчен таким результатом. Спорт - это такой азарт. Нужно лучше готовиться.

- Сейчас закончилась горячая пора вступительных экзаменов. Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось поступить на юридический факультет БГУ?

- В 10 классе решил стать юристом. По четырем вступительным экзаменам набрал 19 баллов из 20 возможных. В то время конкурс был около 20 человек на место, и я не прошел на дневное отделение, но был бесконечно рад, что пошел учиться на вечернее. А на втором курсе меня призвали в ряды Советской Армии, через два года продолжил учебу. Кстати, в университете оценки были намного лучше, чем в школе. Правда, красного диплома не получил. На госэкзамене по научному коммунизму получил 4 балла. Преподаватель спросил, что было написано в утренних газетах, и я не смог ответить на этот вопрос. Ну, где вы видели студента, который читает газеты перед экзаменом? Не в обиде. В тот же год поступил в аспирантуру, через 4 года защитил кандидатскую диссертацию, а через 10 - докторскую, выссказанные идеи в которой актуальны и сейчас.

Досье "КП"

Григорий Алексеевич Василевич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Родился в 1955 году в Минске. В 1980 году окончил юридический факультет БГУ, продолжил учебу в аспирантуре. С 1983 по 1986 год - преподаватель юридического факультета БГУ. С 1986 по 1994 года работал в Секретариате Верховного Совета Республики Беларусь. В апреле 1994 года избран судьей Конституционного Суда, с января 1997 по 2008 год - председатель КС.

8 февраля 2008 года назначен генеральным прокурором РБ. Женат. Двое детей.

Фото Виктора ДРАЧЕВА и из архива Генеральной прокуратуры.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Генеральная прокуратура в последнее время стала одним из самых креативных ведомств в Беларуси. Прокуроры не устают предлагать новые идеи, выступать с громкими докладами.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика