Студентами 43 вузов государственной формы собственности и 10 частной стали около 90 тысяч человек. В государственные вузы зачислены 78,7 тысячи студентов, что на 5,8 тысячи больше, чем в 2008 году. В частные вузы зачислены 11,3 тысячи человек. Это почти на тысячу меньше, чем в прошлом году.
За счет средств бюджета будут обучаться 32,2 тысячи первокурсников. На условиях оплаты в государственные вузы принято 46,5 тысячи студентов, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом.
Вступительная кампании в вузы прошла спокойно, утверждают чиновники. Однако абсолютно гладко все пройти не могло. Число жалоб было минимальным, а недовольными традиционно остались все, кто не поступил. Выявилось и жульническое ноу-хау — беспроводные наушники скрытого ношения для сдачи экзаменов.
Штрих-классы оказались на высоте?
Председатель Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний Анатолий Рубинов подчеркнул на пресс-конференции в Минске 26 августа, что народ зря паниковал относительно слишком сложного поступления в вузы в 2009 году и якобы удвоенного выпуска средней школы. Не стоило, как оказалось, переживать также из-за резких отличий в уровне подготовки 11-х и 11-штрих классов.
«В реальности ни то, ни другое не имело места», — подчеркнул Рубинов. Сравнительный анализ результатов тестирования не выявил существенных различий в уровне подготовки выпускников 11-х и 11-штрих классов, сообщил он.
Конкурс в вузы формировался абитуриентами, а желающих поступить в вузы в этом году было гораздо меньше, чем можно было ожидать, и меньше, чем в прошлом году. Централизованное тестирование проходили ныне 174 700 абитуриентов против 176 тысяч в прошлом году. При этом среднюю школу закончили в нынешнем году около 99 тысяч человек.
Не исключено, однако, что как раз форс-мажорные обстоятельства в виде перехода на 11-летку с 12-летки за пару летних месяцев в 2008 году и спровоцировали многих отказаться от мысли о высшем образовании.
В 2009 году результаты централизованного тестирования по учебным предметам выросли в среднем на 10 баллов. Почему? «Тесты отрегулированы и были проще», — сказал Анатолий Рубинов. Кроме того, не последнюю роль сыграло то, что редкий ученик 11-штрих класса, поступивший в вуз, не имел репетитора по одному, а то и нескольким предметам. Все же пройти программу двух лет за один — это действительно тяжело, как для ребенка, так и для учителей.
По поводу репетиторов министр образования Александр Радьков сказал, что гарантирует — «школьные учителя дают достойную подготовку для обучения в вузах». Однако конкурс подразумевает, что каждый абитуриент шлифует свой уровень подготовки так, как может: хочет — самостоятельно, хочет — с учителем или репетитором.
Дни метаний
Хотя чиновники уверяют, что кампания прошла спокойно, в вузах было много суеты. Одно дело студенты, которые имели значительную сумму баллов или были готовы учиться платно. Другое — те, кому приходилось искать, выбирать и сравнивать проходные баллы, чтобы попасть в список поступивших на бюджет.
«Выбор вуза и специальности, — подчеркнул Анатолий Рубинов, — основывается зачастую на величине проходного балла, а не на склонностях и способностях абитуриентов. Желание поступить любой ценой создавало стрессовые ситуации, нервозность и нездоровый ажиотаж. Ряд абитуриентов с достаточно высокими баллами, забрав документы из одного вуза и не успев довезти их до другого, не смогли поступить в вузы».
Зачастую метаться абитуриентам приходилось, чтобы цена получения образования была для них не так велика.
Чиновники считают, что будет меньше проблем, если поступающие станут внимательно читать правила поступления в вузы, подчеркнул Рубинов. Александр Радьков солидарен с ним: «Люди не хотят знакомиться с информацией, которая касается их непосредственным образом. Мы нацеливаем абитуриентов и родителей: читайте правила поступления в вузы, расписание проведения ЦТ».
Возможно, дело не только в оплошностях абитуриентов. Все же возникает ряд нюансов, которые кому-то могут стоить студенческого билета.
В Минском институте управления, например, контрольные цифры приема менялись несколько раз. Сначала планировалось принять 2 100 первокурсников, затем 2 810. В результате вмешательства Минобразования вуз решил принимать 2 100 человек. Однако случилось это в последний день приема экзаменов после 15 часов. Как отметил Анатолий Рубинов, такие действия ректора практически лишили многих абитуриентов возможности поступить в другие вузы.
Электронная форма зачисления будет, но не в следующем году
Один из вариантов упрощения системы поступления в вузы — электронная форма зачисления. Над этим в Минобразования работают, но торопиться с нововведением не собираются.
Александр Радьков заметил, что в ближайший год не планируется вносить изменения в правила вступления в учебные заведения страны и переходить на электронную форму зачисления в вузы. По его словам, такой шаг требует доскональной подготовки — технической и психологической.
Анатолий Рубинов отметил, что автоматизированная система зачисления «позволит оптимальным образом учитывать склонности и пожелания абитуриентов, а также результаты их испытаний и наличие свободных мест на соответствующих специальностях в разных вузах».
Кто хотел погреть руки?
Вступительная кампания — мероприятие ажиотажное, и ежегодно находятся люди, которые пытаются на нем спекулировать.
Так, преподаватель английского языка Экономического университета подстрекала будущих абитуриентов к даче взяток. За это обещала решить вопрос с поступлением.
В июне было возбуждено уголовное дело за мошенничество в отношении студента, который перед началом ЦТ продавал ответы на тесты по математике, русскому и английскому языкам, якобы полученные от должностных лиц. Как выяснилось, ответы были сфальсифицированы.
Также некоторые индивидуальные предприниматели пытались продавать беспроводные наушники скрытого ношения для сдачи экзаменов. Как отметил министр образования, технический прогресс неминуем, и всегда найдутся умники, которые будут соревноваться в смекалке с приемными комиссиями.