Симпатичная малышка лет трех с небольшим в одном шаге от того, чтобы разразиться громким плачем. Нижняя губа оттопырена, щеки залились румянцем. Она беспрестанно дергает маму за подол юбки и хнычет: «Пасли, пасли узе...» Мама еще держится. Но ритмичные притопывания ногой выдают и ее нервозность. Ждать своей очереди в примерочную осталось совсем недолго. И мама пытается втолковать это дочери, за терпение и послушание обещает купить игрушку, получается еще хуже: игрушка нужна уже немедленно! «Извините, — я наконец осмеливаюсь встрять в разговор. — Вы знаете, что в универмаге есть детская игровая комната? Можно на время оставить ребенка под присмотром воспитателей. Там много игрушек. Мультфильмы...» «Спасибо, мы справимся», — обрывает меня мама. Извиняюсь. Ухожу. Буквально через минуту за спиной раздается истошный плач. Терпение лопнуло. Не справились...
Обслужим всех!
Клиент — ключевая фигура на рынке товаров и услуг. Клиентов больше — выше товарооборот, успешнее бизнес. Это аксиома. Методы привлечения покупателей отработаны разнообразные: от навязчивой рекламы до неприметных хитростей, заставляющих клиента совершить покупку, даже если он в ней не нуждается. Относительно недавно (если сравнивать, например, с Россией, европейскими странами) отечественные маркетологи вычленили неохваченную до сих пор вниманием категорию клиентов — дети. Они ведь тоже могут приносить прибыль, если не будут мешать родителям... наслаждаться шоппингом.
Сейчас детские игровые комнаты оборудованы практически в каждом более–менее крупном универмаге, торговом центре, гипермаркете. Удобство для клиента очевидное. Но несмотря на это, большинство детей неотлучно от родителей разъезжают в тележках по просторам магазинов. Игровые комнаты работают в полсилы, а то и вовсе пустуют. Почему?
Все свое ношу с собой
В гипермаркете BIGZZ Светлана Кныш внимательно изучала список продуктов. В стилизованной под детский автомобиль тележке нетерпеливо ерзал 4–летний сын Никита. Времени у мамы было в обрез. На вопросы она отвечала по ходу, автоматически снимая с полок продукты. «Никогда не оставлю сына в незнакомом месте с незнакомыми людьми. Мне не все равно, кто останется с ребенком. Может, это студенты подрабатывают? Не документы же с них требовать. Хотя моя подруга оставляла детей в игровых комнатах и довольна. А я не рискую. Если Никитка начинает капризничать, отвлекаю. Предлагаю, например, самому выбрать печенье, сок... А вообще я больше получаса в гипермаркете не провожу. Если что, оставлю сына дома с бабушкой».
В Торговом доме «На Немиге» мама Алена с двумя детьми–погодками пыталась присмотреть себе шубку. Искренне удивилась, узнав о детской комнате: «Неужели такие есть? А где, подскажите? Сколько платить нужно?»
«А вы что, в этой комнате работаете? — у входа в ЦУМ серьезный папа с девочкой лет 8 — 9 смерил меня недобрым взглядом. — Так пойдите и займитесь делом. А мне дочку там оставлять незачем».
А воспитатели кто?
Первая детская игровая комната в Минске появилась в универмаге «Беларусь» всего 9 лет назад. Маленькая, уютная, у всех на виду, она сразу бросается в глаза, стоит только подняться на второй этаж. Оформленное в виде беседки царство игрушек и конструкторов. В уголке телевизор с DVD–плейером. По центру — столики, чтобы малыши могли рисовать, лепить, складывать паззлы. Игры и занятия, рассчитанные на «клиентов» от 3 до 9 лет, — практически стандартный набор развлечений для всех детских комнат крупных магазинов.
Единых требований к оборудованию игровых комнат в торговых центрах со стороны санитарно–эпидемиологической службы нет. По большому счету, все на совести и фантазии администрации магазинов. Но не в одних игрушках счастье. Хорошо, если рядом с комнатой есть туалет, признаются воспитатели. «Контингент» сами знаете какой, терпеть не будет. Но туалеты есть далеко не везде.
...8–летний Алеша Трацевский играет один. И ему, похоже, не скучно. Иной раз он специально просит маму взять его в магазин «поиграть». Воспитателя «Беларуси» Веру Горбач узнает издалека, приветливо улыбается.
«Сейчас детей и вправду немного. Алеша за день — только шестой, — Вера Анатольевна, проработавшая 25 лет в детском саду, в детской комнате со дня ее открытия — с 8 ноября 2000 года. — Много ребятишек летом, перед началом учебного года, — до 60 в день, и всегда в выходные — не меньше 20 — 30. Иногда родителям даже приходится отказывать, потому что комната заполнена (по уставу одновременно на площадке в «Беларуси» могут находиться 8 ребят. — Прим. авт.). Не скажу об игровых комнатах в других универмагах, но к нам идут с удовольствием. Особенно те мамы и папы, кто хоть раз оставлял здесь ребенка. Значит, не только удобно взрослым, но и понравилось детям».
Наличие педагогического образования — обязательное требование администрации универмага к сотрудникам детской игровой комнаты. Профессиональные педагоги работают во всех крупных универмагах Минска: ГУМе, ЦУМе, Торговом доме «На Немиге»... Дважды в год в обязательном порядке проходят медосмотр. Еще одно непременное условие — наличие журнала посетителей, куда записываются не только имя ребенка, но и Ф.И.О. родителей, их паспортные данные, контактные телефоны. Оставить ребенка в игровой комнате можно на час и абсолютно бесплатно.
Где платно, там и людно?
Но вот в Торговом доме «На Немиге» не удалось бы оставить ребенка даже за отдельную плату. Изучив планы этажей и не найдя детской комнаты, отправилась на поиски самостоятельно. Когда устала, принялась расспрашивать продавцов. Меня отправляли с этажа на этаж, пока наконец не обозначили приблизительное место ее нахождения. Ни одного указателя, ни одной вывески, ни одного сообщения по радиоузлу о наличии такой комнаты я в магазине не увидела и не услышала. Комната оказалась искусно замаскированной в отделе спорттоваров, а дверь — заперта на ключ. Единственный воспитатель ушел в отпуск. Когда вернется — неизвестно. «Ай, все равно детей мало ходит», — честно призналась одна из продавщиц.
Игровую комнату в ГУМе долго искать не пришлось, хотя на плане этажей она тоже никак не была обозначена. Ноги сами привели к отделу с игрушками. Комната оказалась рядом. Но пустовала. Воспитатель откровенно скучала.
То ли дело игровые комнаты и развлекательные центры в гипермаркетах и крупных торговых центрах! Об их наличии и услугах кричат яркие вывески, указатели, световая реклама и громкоговорители. В некоторых можно оставлять детей уже от года. Но за то, что за вашим ребенком присмотрят, придется заплатить от 5 до 22 тысяч рублей. Будете оставлять двоих, троих малышей — имеете право на скидку. Как ни странно, несмотря на «платность», развлекательные центры пустуют редко.
Папа, имейте совесть!
Хотя детские комнаты в торговых центрах для белорусов еще в диковинку, некоторые успели своеобразно оценить их незаменимость.
— Вот смотрите, восклицательным знаком отмечены проштрафившиеся родители, — Вера Горбач водит пальцем по исписанным страницам учетного журнала. — Это те, кто «забывал» вовремя забрать ребенка из детской комнаты. Речь не о 10 — 20 минутах, хотя мы сразу предупреждаем: ребенка берем ровно на час. Приходят и через два часа, и позже. Никаких претензий мы предъявить не можем. Все остается на совести родителей, а в нашем журнале появляется восклицательный знак. В следующий раз мы не откажемся взять малыша. Но хотя бы будем знать, с кем имеем дело. Есть у нас папа. Он довольно часто приходит в «Беларусь». Оставляет в игровой комнате сына. И всякий раз — не меньше чем на два часа. Однажды он вообще ушел из магазина. Рабочий день в комнате закончился. Еще час мы ждали папу вдвоем с малышом. Потом я обратилась в милицию. Пока родителя «пробивали по базе», он явился сам. Подшофе. Долго извинялся. А через неделю или две все снова повторилось в точности...
Справка «СБ»
Вот, что нужно знать родителям о детских игровых комнатах:
узнавать, есть ли такая комната в магазине, лучше через справочное бюро магазина, а не полагаться на план и схему этажей;
поинтересуйтесь у воспитателя о наличии педагогического образования. Далеко не везде они имеют соответствующий статус;
необходимо предъявить воспитателю паспорт и оставить контактный телефон. В случае чего вас пригласят в детскую комнату по громкоговорителю или позвонят по телефону;
чаще всего в детских комнатах принимают детей в возрасте от 3 до 12 лет. Но могут быть и исключения;
уточните у воспитателя, кто в случае чего отведет ребенка в туалет. А лучше заблаговременно отведите его сами;
стандартное время пребывания ребенка в игровой комнате — не больше часа. В некоторых гипермаркетах и торговых центрах это время может быть увеличено;
обязательное условие нахождения детей в игровых комнатах — шоппинг в пределах магазина.
Игры в продовольственной тележкеШоппинг и дети: кто кого?Симпатичная малышка лет трех с небольшим в одном шаге от того, чтобы разразиться громким плачем. Нижняя губа оттопырена, щеки...