В поисках утраченного. 21.by

В поисках утраченного

11.09.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В поисках утраченного

Вот и наступила осень. Самое время вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, так любившего «...пышное природы увяданье, /В багрец и золото одетые леса». Мы тоже любим эту пору очарованья (по крайней мере, многие из нас). А также в Беларуси (практически все!) любили и любят Александра Пушкина, великого русского писателя. И не потому что кто–то что–то там нам навязывал, хотя иногда и такое случалось. К Пушкину это не имеет никакого отношения. Просто все гениальное — а Александр Сергеевич признанный литературный гений — не имеет ни возраста, ни национальности.


В 1938 году в Минске вышла книга Александра Пушкина «Полтава» в переводе на белорусский язык Якуба Коласа. «Я помню, в детские годы, — писал Якуб Колас, — в моей пастушеской сумке лежал томик пушкинской поэзии. В подходящие минуты на природе я с увлечением читал поэмы и стихи Пушкина, заучивал их наизусть. Я мог прочесть по памяти от начала до конца «Братьев–разбойников», «Цыган» и много лирических стихотворений». Колас даже утверждал, что, если бы не пушкинские «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Капитанская дочка», прекрасные сказки, возможно, не случилось бы и его поэм «Новая зямля», «Рыбакова хата», лирики и прозы.


В числе почитателей творчества Пушкина отмечены многие белорусские писатели: Франтишек Богушевич и Винцент Дунин–Марцинкевич, Янка Купала, Максим Богданович, Павлюк Трус, Змитрок Бядуля... После смерти великого поэта Адам Мицкевич, друживший с ним, написал: «Никто не заменит Пушкина. Только однажды дается стране воспроизвести человека, который в такой высшей степени соединяет в себе столь различные качества...» Неудивительно, что под номером 2 в 1900 году была открыта Минская публичная библиотека, которой присвоили имя А.С.Пушкина, в связи со 100–летием со дня его рождения. А в 1910 году почетным членом библиотеки избрали самого Льва Толстого.


Вообще, имя поэта уже в конце XIX и начале XX века оказалось увековечено в названиях улиц, площадей, скверов многих белорусских городов — больших и малых. Так, историк Захар Шибеко пишет в своей замечательной книге «Минск — сто лет тому», что нынешняя скромная улица Физкультурная в 1911 году носила имя Пушкина. Есть и другие сведения. Так, среди названий нашей главной улицы, нынешнего проспекта Независимости, можно найти и пушкинский отрезок — во времени и в пространстве. Часть этой улицы, от современной площади Якуба Коласа до парка Челюскинцев, — Борисовский тракт — в 1937 году к 100–летию со дня смерти Пушкина переименовали в улицу Пушкинскую. Название сохранялось до 1952 года.


Существовала своя Пушкинская улица и в Брест–Литовске — тоже одна из главных магистралей города. Названа в честь А.С.Пушкина в 1887 году (в 1922 — 1939–м — улица 3 Мая). Застраивалась с 1840–х годов. В 1895–м во время пожара сильно пострадала.


Александра Сергеевича Пушкина почитали и на Гродненщине. Во второй половине XIX века в Гродненской губернии издатели ежегодно выпускали для народа недорогие книги с произведениями Александра Сергеевича. Здесь также достойно отметили 100–летний юбилей писателя. В канун праздника, 27 мая 1899 года, в Гродно состоялась закладка городского четырехклассного Пушкинского училища. Значительную часть расходов на строительство и обустройство покрыли с помощью добровольных пожертвований горожан.


Хорошо известно, что Александр Сергеевич Пушкин дважды проезжал через белорусские губернии. В мае 1820 и августе 1824 годов его путь пролегал через Могилев и Витебск. В память о том в 1899 году в Витебске появилась улица Пушкина, в 1974–м — мост имени Пушкина, в 1989–м — памятник великому поэту. Есть своя Пушкинская улица и в Могилеве. Здесь с ХIX века и по 1965 год улица Черниговская называлась Пушкинской. Затем она стала целым проспектом.


Как известно, из Могилева Пушкин отправился в Оршу, оттуда в Витебск и Полоцк. 8 августа Александр Сергеевич сделал остановку в деревне Колпино Витебской губернии. Надо сказать, Пушкин не игнорировал простой люд, во время поездок встречался и разговаривал с крестьянами. Короче, наблюдал жизнь такой, какой она была в реальности. В его произведениях встречаются белорусские топонимические названия, разные белорусские словечки. В своей «Истории Пугачева» Пушкин вспоминает «раскольничью» слободу Ветку. В «Борисе Годунове» можно найти: «Пей, да себя разумей», «Выпьем же чарочку за шинкарочку». Существует мнение, что писатель подслушал такие лингвистические изюминки у своего управляющего Осипа Пеньковского — белоруса по происхождению. Кстати, фамилия Пеньковский, Пиньковский и сейчас достаточно распространена в полесском регионе Беларуси. А может, он все это узнал во время поездки через Беларусь? Может! Кстати, считается, что прототипом главного героя хрестоматийного «Дубровского» послужил обедневший белорусский дворянин Павел Островский, живший на Минщине, а затем сидевший в остроге в Витебске именно за такие подвиги, которые и описываются в пушкинском романе.


О том, что связывает великого русского писателя с белорусской землей, уже написано немало. Даже происхождение попало в этот почетный список. Возможно, одна из ветвей рода Пушкиных в XIII веке берет свое начало от Григория Пушки из Новогрудка. Да и в родовом гербе Пушкиных специалисты по геральдике нашли элементы белорусской символики — аналогичные элементы наблюдаются на гербе города Мстиславля, многие жители которого (и окрестностей) тоже Пушкины. Каково же происхождение самой фамилии Пушка, Пушкин в Беларуси? В те далекие времена в белорусском и польском языках слово «пушка» имело совсем не воинственное значение. Белорусское «пушка», «пушачка» значило «коробка», «коробочка» по–русски. Так почему бы не предположить, что Пушкины пришли в Московское княжество из Беларуси? Ведь встречается в «Малом гербовнике Новогрудской шляхты» имя владельца одного из имений в новогрудской земле в XVIII веке Томаша Пушкина...


С Новогрудком оказался связан и старший сын Александра Сергеевича. Александр Александрович, окончивший военную службу в звании генерал–лейтенанта, во второй половине 1860–х годов служил в Виленском военном округе. В 1870 году стал командиром 13–го гусарского Нарвского полка, расквартированного в то время в Новогрудке. Здесь же родился, но вскоре умер ребенок Александра Александровича — сын Петр. Мальчика похоронили на православной части городского христианского кладбища.


Еще один заметный адрес на пушкинской карте Беларуси — Бобруйск и Бобруйский район, где жила и закончила свой земной путь внучка поэта Наталья Александровна Воронцова–Вельяминова. Ее супруг, уйдя в отставку, переехал с женой в имение своей матери Вавуличи, что в 10 — 12 километрах от Бобруйска. Наталья Александровна слыла, и не без оснований, женщиной умной и разносторонне одаренной, наверное, гены деда сказывались. Дружила с Тургеневым, Достоевским, интересовалась местными преданиями, белорусскими народными песнями. Когда в 1912 году скончалась от воспаления легких, ее оплакивали сотни людей. Похоронена внучка Пушкина в деревне Телуша в парке недалеко от церкви.


Тема «Пушкин и Беларусь» достаточно обширна. Но главное, как мне кажется, не география и внушительная фактология. Главное, что пушкинские строки просты, понятны каждому и всегда, они мудры и прекрасны. Они — народны. И народ за это благодарит поэта как умеет — своей любовью.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Галина БРАТКО

 
Теги: Витебск, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вот и наступила осень. Самое время вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, так любившего «...пышное природы увяданье, /В багрец и золото одетые леса»...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика