"100 дорог": Загадочный Феникс. 21.by

"100 дорог": Загадочный Феникс

19.10.2009 12:55 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Недалеко от государственной границы Беларуси находится самый необычный район страны. Район, который пережил две смерти и три рождения, пришествие неандертальцев и беженцев из районов чернобыльского бедствия. Он считается самым молодым и самым старым одновременно. Хранит богатую историю и достояние всего государства.
 


Городская деревня


Центральную площадь в Дрибине венчает оригинальное здание местного исполкома. Вместо привычной белой мраморной коробки – постройка с башней, часами и просторными коридорами.



Такая необычная для районного центра архитектура – следствие тяжелой судьбы Дрибинского района. Из истории Беларуси его вычеркивали дважды: в 1935 и 1959 году. Последний раз район появился на карте страны в 1989 году. Возрождение административной единицы совпало с массовым исходом белорусов из чернобыльской зоны.
 


Вместе с переселенцами к деревне Дрибин вернулся статус районного центра и государственная поддержка. Деревня расширилась до поселка, появились новые производства, которые после раскола СССР благополучно канули в Лету. Сегодня в Дрибине значимых предприятий нет. Единственная гордость – живущая за счет программы возрождения села строительная компания. В остальном Дрибин оправдывает свое сельское происхождение и хвастается ремесленниками, историей да влиятельными соседями.

Европейский валенок

Дрибинские валенки согрели не одно поколение белорусов, москвичей и заморских визитеров. Мастера шаповального дела из Дрибина гремели на весь мир, а сделанные с душой валенки становились предметом ажиотажного спроса. Деревенские мастера обували царей, вельмож и поэтов. В советские времена шаповальный бизнес захирел и ушел в подполье. На высоком государственном уровне о шаповальстве заговорили только сейчас. На прошлой неделе ремесло попало в список нематериальных культурных ценностей Беларуси. С подачи дрибинских историков вопрос о культурной инвентаризации шаповальства был рассмотрен на специальном ученом совете. Новый статус ремесла никаких благ самим шаповалам не сулит. Разве что о белорусских валенках задумается ЮНЕСКО.









Защита со стороны международной организации может обернуться солидными ассигнованиями. А деньги дрибинским шаповалам нужны. За счет инвесторов дрибинский историко-этнографический музей планирует развернуть собственное производство обуви из шерсти. Не опасаясь китайских шпионов, музейные работники охотно демонстрируют процесс производства валенок, намекая на эксклюзив и широкие рынки сбыта. В едином порыве дрибинские мастера грозятся обуть всю Европу.
 
Дескать, мода на валенки возвращается, а европейские модники и модницы уже сегодня готовы променять "Саламандер" на дрибинские валенки. Изысканности и шарма валенкам придадут стразы и орнамент из драгоценных камней. Благо украшательству можно поучиться у России, где валенки давно стали предметом зависти и невиданной роскоши.











Увы, до разработки бизнес-плана еще далеко. Чтобы попасть под крыло ЮНЕСКО, нужно пройти проверку временем и бюрократами. Так что пока дрибинские мастера работают по домам, довольствуясь редкими продажами на городских и сельских рынках. К сожалению, до Беларуси мода на валенки еще не докатилась. Неактуальную обувку покупают разве что старики да младенцы. Для остальных валенки – глупость и анахронизм. К тому же цена на дрибинскую обувь кусается. Валенки ручной выделки обойдутся в 80-200 тысяч рублей. За эти же деньги белорусам будут рады в любом обувном магазине.

Сельский Лувр

В дрибинском музее таятся культурные сюрпризы. Помимо уголка шаповалов в невзрачной музейной постройке обитает коллекция икон. На балансе у поселкового оплота истории и культуры 126 икон, большая часть которых давно справила столетний юбилей. Музею они достались "по наследству" от брестской таможни. Каким образом религиозный конфискат попал в Могилевскую область, можно только догадываться. Музейные работники объясняют все далеким 1998 годом и волей Министерства культуры. Не исключено, что сегодня на такой шикарный подарок селу самое культурное ведомство страны не решилось бы.

















Балансовая стоимость икон составляет несколько сот тысяч долларов. Коллекционеры готовы платить больше – 2-3 миллиона. К святым ликам приценивались русские, американцы и итальянцы. Заглядывали в небольшую комнатку и святые отцы. Вернуть иконы церкви они не предлагают. Нет смысла, так как конфискованное искусство числится на балансе у государства, а оно с народным достоянием расстаться не готово. Церковные визиты ограничились святой водой и молитвами.
 














Стены дрибинского музея иконы не покидали вот уже одиннадцать лет. Не исключено, что через год-два святые лики таки увидят свет. Деревенскую коллекцию ждут на выставке в Милане. Итальянцы готовы оплатить все расходы по доставке ценного груза. Дрибинским специалистам остается найти средства на реставраторов и оформить соответствующие документы. Уверенности в том, что все получится, у работников музея нет. Реставраторы нынче в цене, и за один самовар они дерут по 100-200 долларов. Во сколько обойдется опись и частичная реставрация старинных икон, сложно даже предположить. По умолчанию таких денег у дрибинского музея нет. Государственная казна обещала ассигновать средства на новое здание и проекты, но из-за кризиса слово не сдержала. Так что поездка в Милан и сохранность коллекции, которая пребывает в неприспособленном помещении, в руках Господа.

Темный лес

Среди пусть и не влиятельных, но именитых соседей Дрибина – село Темный Лес. Всю прелесть названия местные жители ощущают каждый раз, когда называют место рождения в дотошных ведомствах и организациях. Больше всего страдают "лесные" призывники. Для них "Темный Лес" – это и Родина, и проклятие одновременно.

Поселение возникло давно по панской прихоти – как плацдарм для переправки дерева. Старожилы говорят, что раньше на месте деревни стоял темный лес, в котором охота и собирательства были запрещены.

До темнолесья цивилизация добралась вместе с Октябрьской революцией. Ворвалась в размеренную сельскую жизнь на тракторах и паровозах. Менять неблагозвучное название большевики не стали. Так Темный Лес и вошел в современную историю Беларуси.

Сегодня деревня – стратегический объект. Рядом с ней лежит железный путь из Кричева в Оршу. За счет уже современного пассажирского и грузового сообщения деревня и кормится.

Председатель местного сельсовета – боевая женщина, которая и коня на скаку остановит, и день в деревне организует. Аккурат к большому празднику реанимируется местная ферма. Молока от нее пока не видали, но планы на надои большие. Аналогичные чаянья наблюдаются и на демографическом фронте. В этом плане Темный Лес может дать фору даже малым городам Европы. В сельском садике нет мест уже давно.
 








Для деревни 18 детских мест – большая редкость и гордость. На фоне умирающих поселений Темный Лес смотрится бодро и весело. Летом деревню осаждают туристы, осенью – грибники. Зимой местные жители развлекаются поездками в настоящую и возможную (Могилев) столицы, заглядывают в Дрибин к родственникам и знакомым. Словом, ни намека на темное прошлое.

Народная мутация

Рядом с Темным Лесом притаилась деревня Гололобовка. Досужие интернет-пользователи предполагают, что именно с этого поселения Дрибинского района и началась интимная депиляция белорусов. Местные историки все отрицают и вместо лобка указывают на лоб.

В истории деревни нашлось место преступлению, наказанию и генной мутации. Если верить уроженцам Гололобовки, то за название деревни отвечает проворовавшийся житель Темного Леса. Вернее, его лысина, которая передавалась из поколения в поколение. Старожилы уверяют, что дети отщепенца рождались абсолютны лысыми и не знали о густой шевелюре ни в юности, ни в глубокой старости.

С годами гладкий череп перестал быть достопримечательностью Гололобовки. Зато сама деревня сдала и стала лысой на подворья и молодые семьи. Сейчас Гололобовка хвастается всего четырьмя дворами, разбросанными по всей территории населенного пункта. Скоро исчезнут и они.

Впрочем, в Дрибинском районе есть еще как минимум две деревни, чья история наравне с Гололобовкой связана с биологическими мутациями. В легендах говорится и о малом росте, и о фантастической силе.

Для Дрибина законы Дарвина не пустой звук. Умирая и возрождаясь, как птица Феникс, Дрибинский район мутировал постоянно. У района три дня рождения, две даты смерти, необычная история и интересные люди. Таким наследием не может похвастаться никто.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Запчасти для людей

"100 дорог": Махровый путь (фото- видеорепортаж)

Видео "100 дорог": Укрощение гигантов

Генеральный партнер проекта

ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи.

Технический партнер проекта



 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.

 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

Партнер проекта

Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса.


 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспонденты ET CETERA и портала TUT.BY побывали в Дрибинском районе Могилевской области
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика