Рожденные летать. Провинциальные корни и общепринятое деление профессий на “мужские” и “женские” не помешали героям этой статьи осуществить свои мечты. 21.by

Рожденные летать. Провинциальные корни и общепринятое деление профессий на “мужские” и “женские” не помешали героям этой статьи осуществить свои мечты

14.11.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

14.11.2009

Седьмой ребенок в бедной семье. Стеснительная провинциалка. Самая младшая по возрасту — с малых лет кормилица большой семьи. Певица, которую сегодня французы считают культурным послом своей страны.... Кто-то воспринимает историю покорения музыкального Олимпа Патрисией Каас, равно как и истории успеха других знаменитостей, рекламной сказкой, списывая личные неудачи на “несправедливости” судьбы. А кто-то плюет на выдуманные стереотипы и начинает жить так, как мечтал с раннего детства. Ведь все счастливые люди когда-то не побоялись рискнуть.

“Так в медведях и остался бы...”

Виталий вышел мне навстречу. Высокий, не по-столичному слегка смущенный, аристократично вежливый.— Вот и костюмер наш, мой главный критик, говорит: ну какой же ты Степан?! Тебе аристократов играть нужно! — говорит актер Национального академического драматического театра имени Максима Горького Виталий Кравченко о своей роли слуги в спектакле “Женихи”. — А первый мой “образ” — медведь. Наверное, не переселись я в Минск, так в медведях и остался бы!Небольшой городок Лоев, родина Виталия, чуть ли не в семи часах езды от столицы:— До сих пор вспоминаю красный “Икарус” — единственный автобус, на котором можно было доехать до Минска. Когда видел, как он уезжает без меня, словно провожал свою заветную мечту. Одно знал наверняка: настанет день, когда этот “Икарус” повезет туда, где меня поймут.В небольшом городке Виталию всегда было тесно. И когда он представлял себя учителем младших классов, и когда заболел театром.— Как-то на уроке русской литературы мы читали по ролям пьесу Горького “На дне”, — вспоминает актер. — Я увлекся ролью Сатина, старался передать его образ... Но одноклассники только посмеялись надо мной.Закончив девять классов, Виталий отправился в Минск на прослушивание к одному из известных режиссеров. “Мальчик, сколько тебе лет?” — единственный вопрос, ответ на который не устроил приемную комиссию. Парню предложили “подрасти” и прийти в следующем году. В Могилевское театральное училище тоже принимали ребят постарше, так что осталось только Лоевское педучилище. Правда, оно смогло удержать юношу всего лишь год. Последний класс Виталий доучивался в школе. И руководил народным театром при Лоевском доме культуры.— Со мной были люди старшие по возрасту. До сих пор не понимаю, почему они считались с моим мнением. И вообще, как я, не имея необходимых знаний, что-то делал?!Дебютный спектакль Виталия удался. Но начинающий режиссер решил идти дальше — в Академию искусств.— Открываю дверь — вижу расфуфыренных, как тогда мне показалось, минских абитуриентов, собравшихся на консультацию, и понимаю: меня здесь не примут. На протяжении нескольких часов в ожидании обратного автобуса я рисовал невеселые картинки поступления в Могилев, возвращения в Лоев...“Ты должен ехать в столицу!” — слова авторитетного для Виталия человека заставили его снова отправиться в академию. Которая потом на четыре года стала для парня родным домом:— Жил на стипендию, которой не хватало. Было время, когда приходилось ночевать прямо в творческой мастерской! Эти трудности не смутили: когда я чего-то захочу — меня не остановить. А если нет — не заставишь. Наверное, поэтому родители даже не пытались меня особо воспитывать, проверять уроки. Утром я мог сказать: “Сегодня в школу не пойду”. И меня не трогали. Знали, что я наверстаю пропущенное.— Твоя мечта сбылась. Что дальше?— Не могу сказать о планах, ведь не знаю, что ждет через несколько минут. Было время, когда я вставал в пять утра, а засыпал в час ночи, счастливый, что сделал что-то полезное для себя. Последние полгода — только театр. Лишнее свободное время мне не на пользу... Хочу поставить “Дядю Ваню” Чехова, в будущем сделать концерт по стихам Цветаевой под названием “Паника”. Но это может произойти и через год, и лет через двадцать: когда почувствую, что без этого не могу. Например, свою программу по стихам Вертинского я вынашивал пять лет. В один момент собрался — и получилось. Хорошо, плохо — это неважно. Главное, что я сделал то, что хотел. Спасибо тем, кто это понял.Наверное, если бы я родился в Минске, не было бы актера Виталия Кравченко. Трудности меня закалили. Сделали мудрее. Ценится ведь то счастье, которое пришлось отвоевывать у судьбы...

Мужское по-женски

Белорусская государственная академия искусств. Театральный факультет. Кафедра операторского искусства, исторически предназначенная для сильной половины человечества.— Когда я говорю, что хочу быть телеоператором, удивляются немногие. Наверное, просто не понимают, что это такое. Даже мой молодой человек, увидев на фото меня с камерой, только посочувствовал: наверное, техника тяжелая, — улыбается Людмила Орлова, студентка третьего курса кафедры операторского искусства. Хрупкая внешне, в жизни она необычайно шустрая и смелая: не каждый отважится оказаться среди скачущих лошадей! А если смотреть в видоискатель на камере (новичку ведь сложно оценить реальное расстояние!), запросто и под копыта попасть. Зато снимать интересно.Работа телеоператора — это движение, поиск. Наверное, чтобы почувствовать мою профессию, нужно или самому взять камеру в руки, или хотя бы быть рядом, по ту сторону кадра. С шести лет Людмила штудировала немецкий. Да настолько упорно, что на традиционные драмкружок, фотокружок времени у девочки попросту не хватало. Впрочем, после капризных немецких артиклей футбол и лазанье через заборы вместе с соседскими мальчишками были любимейшим отдыхом. Тогда Люда мечтала быть моряком, а лучше — стюардессой, чтобы путешествовать по всему миру. После школы девушка поступила в лингвистический институт в Минске. Не то чтобы вчерашней непоседе захотелось стать педагогом, а просто после школы нужно было где-то продолжить учебу. Через полтора года она забрала документы:— Еще в школе увлеклась фотографией, хотела попробовать снимать в движении. И в инязе поняла, что учительницей мне ни за что не стать. Вузов, где готовят фотографов, в нашей стране нет. Об академии Людмиле рассказала землячка, с которой она познакомилась только благодаря своему любопытству. В родном Бресте абитуриентка снимала репортаж для вступительных экзаменов. Девушка с камерой привлекла Люду, только-только начавшую осваивать фотографию. Людмила решилась замахнуться на мужскую профессию.— В приемной комиссии нас честно предупредили: девушкам будет сложнее трудоустроиться. После этих слов многие девчонки ушли. Скажем, теперь из 13 человек в моей группе только четыре представительницы слабого пола. По-моему, не главное, кто снимает сюжет, лишь бы это было качественно! Поэтому  всегда стараюсь рассчитывать только на себя.Людмила, хоть и единственный ребенок в семье, самостоятельная с детства. Мама работает на железной дороге: долгие командировки, папино воспитание и борщи-котлеты, приготовление которых маленькой Люде пришлось освоить намного раньше сверстников.— Я не могла ходить в детский сад — часто болела. Чтобы быть рядом, мама почти на шесть лет оставила любимую работу. Думаю, на ее месте я поступила бы так же. Для женщины любой профессии важно научиться совмещать семью и карьеру, по отдельности они неинтересны.— А какую профессию пожелаешь своей будущей дочке? В мужскую пустила бы?— Наверное, нет. Но выбор своего ребенка обязательно поддержу, как родители и друзья поддержали мое решение. Каждый должен заниматься тем, что ему нравится. А профессию нужно выбирать только такую, к которой лежит душа. Я мечтаю работать на телевидении, снимать репортажи. Особенно из разных стран — не зря же немецкий учила!

Без ограничений

Универсального плана действий по достижению успеха нет, каждый выбирает то, что помогает именно ему.— Не стоит ограничивать свои мечты устаревшими понятиями о неспособности женщин к техническим специальностям, — прокомментировать “замашку” Людмилы на “мужскую” профессию мы попросили специалиста по гендерным вопросам Ирину Альховку. — Правда, когда мы говорим о гендерной политике, прежде всего подразумеваем женщин, противопоставляя один пол другому и забывая о мужских проблемах. Вместе с тем в третьем Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства на 2008—2010 годы, на мой взгляд, впервые сделана попытка отразить действительно гендерный подход, который рассматривает интересы обоих полов.— Неужели в маленьком городе нельзя реализовать себя? — этот закономерно возникающий после интервью с Виталием вопрос мы адресовали заместителю директора по научной работе Минского научно-исследовательского института социально-экономических проблем Олегу КобЯку:— Особенность белорусской урбанизации в излишней “популярности” Минска, в то время как в мире возрастает роль средних городов. Вторые в белорусском “рейтинге” — областные центры. Правда, стремясь в большой город за новыми возможностями, не стоит забывать, что этих возможностей больше по всем параметрам — и положительным, и отрицательным. Ошибочно думать, что в столице перспектив — пруд пруди, а в маленьком городе их решительно нет. Например, сделать стремительную карьеру на периферии, безусловно, легче. Хотя каждый сам для себя расставляет приоритеты и делает выбор.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика