Владимир Наумов уже давно не министр, но дело его живет. 9 декабря Палата представителей сразу в двух чтениях одобрила законопроект, предусматривающий обязательную дактилоскопическую регистрацию всех военнообязанных. Со вступлением закона в силу откатывать пальчики будут у всех подпадающих под эту категорию в возрасте от 18 до 55 лет.
Получившее в последствии статус законопроекта предложение в Совет безопасности и Совет министров тогдашний глава МВД Владимир Наумов направил еще в начале января этого года. Эту инициативу многие расценили как реакцию Министерства внутренних дел на туго шедший процесс сбора отпечатков пальцев у мужского населения страны в рамках расследования взрыва на День независимости.
Даже в условиях добровольно-принудительного дактилоскопирования процент отказавшихся от прохождения данной процедуры был достаточно высоким. А с ним снижались и без того небольшие шансы найти в массе в большинстве своем добропорядочных граждан того самого бомбиста.
Инициативу Наумова поддержали Конституционный суд и Генеральная прокуратура, пропустившие мимо ушей высказанные правозащитниками опасения и не увидевшие в законодательно закрепленной обязанности сдавать пальцы нарушения каких-либо прав. Процесс, как говорится, пошел.
Террориста, покусившегося на святая святых белорусского государства — всеобщую стабильность, не нашли до сих пор. Обещавший не ложиться спать, пока не найдет злодея, Владимир Наумов ушел в отставку. А и без того нагруженным по профилю оперативникам и следователям до сих пор приходится в тесном взаимодействии с военкоматами отрабатывать не охваченных всеобщим дактилоскопированием граждан мужского пола.
Сегодня обязаны сдавать отпечатки пальцев лишь лица, подпадающие под четко прописанные в статье 7 закона «О государственной дактилоскопической регистрации» от 4 ноября 2003 года категории — сотрудники силовых структур; экипажи самолетов и кораблей; привлекаемые к уголовной ответственности; признанные судом недееспособными; беженцы; депортируемые из страны. Откатывать пальцы гражданским и не запятнавшим себя противоправными действиями лицам правоохранительные органы имеют исключительно по согласию владельца пальцев.
Начатая Наумовым кампания по всеобщему дактилоскопированию показала, что далеко не всегда принцип добровольности соблюдался. Нередко милиция и военкоматы пользовались незнанием граждан своих прав, иногда применяли методы давления, свидетельством чему стал не один десяток, а может и не одна сотня жалоб. Нынешний глава МВД Анатолий Кулешов, кстати, обещал разобраться — все претензии рассмотреть, а виновных наказать. По милицейской статистике, сдавать опечатки пальцев отказались 22 тысячи человек.
По официальным данным, на 1 декабря тем или иным способом государство разжилось отпечатками пальцев 1,4 млн. человек. Цифра впечатляющая, учитывая, что специальных сканеров для дактилоскопии в стране единицы, и основную часть работы проводили по-старинке, вымазывая пальцы граждан плохосмывающимися чернилами.
Однако лица с военными билетами охвачены пока всего на 61%. А это, судя по всему, основная категория лиц, среди которых милиция рассчитывает найти террориста. В общем, фронт работ еще достаточный, и уклонистов, наверняка, будут активно обрабатывать, не дожидаясь вступления в силу закона об обязательной дактилоскопии военнообязанных. Он, кстати, обретет силу через три месяца после опубликования, хотя до попадания в печать еще должен быть одобрен верхней палатой парламента и подписан президентом.
Однако в проекте закона есть одна закавыка. Даже странно, как это разработчики документа и принимавшие его депутаты оставили такую лазейку для несознательных граждан — ответственность за отказ от дактилоскопирования не предусмотрена.
«Вопрос ответственности за отказ в прохождении дактилоскопии в законопроекте не проработан, — сказал 9 декабря в парламенте глава МВД Анатолий Кулешов. — Но я не думаю, что после его вступления в силу будет много лиц, которые откажутся от нее. У нас неплохой уровень законопослушания». Кроме того, правоохранительные органы возлагают большие надежды на дар и силу убеждения своих сотрудников.
То есть, у граждан сохраняются теоретические возможности от сдачи отпечатков пальцев отказаться без риска загреметь под статью. Хотя МВД считает необходимым данный недочет устранить и ввести за уклонение от обязательной дактилоскопии штрафные санкции.
Однако, если вынести за скобки потенциально нарушающую право граждан на приватность сущность нового закона, то польза от всеобщего дактилоскопирования, а МВД уже замахивается и на общереспубликанский масштаб, определенно есть.
Как отметил Анатолий Кулешов сегодня в парламенте, проведение дактилоскопии помогло выявить свыше 3 тысяч совпадений с отпечатками, обнаруженными в местах совершения преступлений. Среди этих преступлений — более тысячи краж, более 50 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе семь убийств, четыре изнасилования, 16 грабежей, установлены личности 395 человек, умерших и считавшихся неопознанными.
Кроме того, по мнению министра, новый закон преследует превентивную цель. «Осознание человеком факта наличия его дактоинформации в банке данных будет являться весомым фактором, сдерживающим совершение противоправных действий», — заявил Анатолий Кулешов.
Владимир Наумов уже давно не министр, но дело его живет. Палата представителей сразу в двух чтениях одобрила законопроект, предусматривающий обязательную дактилоскопическую регистрацию...