"100 дорог": Пока не захлопнулись Чемоданы
21.12.2009 14:51
—
Новости Общества
|
"Иностранец с табуреткой. Как говорится, вот он. Чемодан большой, тяжелый, как говорытся, вот он. Чемодан маленький, легкий, как говорытся, вот он. Слуга небольшой, одна штука, вижу". Следствие ведут Колобки Если по аналогии с мультяшной цитатой описывать деревню Старые Чемоданы и ее жителей, то следует сказать: "Чумаданцы, что-то около сотни. Деревня, длинная и полуразрушенная, как говорытся, вот она. Памятник овальный, большой, как говорытся, вот он. Колхоз соседний, от чемоданных проблем далекий, там он". В Беларуси много деревень с необычными названиями: Америка, Марс, Юпитер, Подонки даже имеются. Все это изобилие дополняют деревни с названиями Старые Чемоданы и Новые Чемоданы, обе располагаются в Шкловском районе. Истории Старых Чемоданов: ни когда появилась деревня, ни откуда пошло ее название – не помнит никто. Несколько лучше обстоят дела с Новыми Чемоданами, о которых "старочемоданцы" вспоминают, что появилась вторая деревня одновременно со старой. Логики в этом никакой, но старожилы настаивают именно на такой версии. – В Минске, – говорим, – минчане живут, в Могилеве – могилевчане. А как вы себя здесь называете? – Чумаданцы мы, – улыбаясь, говорит местная жительница, которую мы остановили на обратном пути из магазина. Она не только единственная из всей деревни согласилась сфотографироваться, но и поведала историю двух Чемоданов, которые пережили несколько войн, две масштабные эмиграции местного населения, а сейчас ждут воплощения телевизионной картинки в своей реальности. За всеми иными историческими деталями местные отправляют в шкловский архив, где "может быть, и сохранилось что-то о деревне". Великая Отечественная добралась до Чемоданов всего недели за три и помнится до сих пор сожжением местных жителей недалеко от начала деревни. Немцы традиционно собрали "чумаданцев" в одном сарае, подожгли его и в ожидании углей стреляли по всем убегающим. Спастись все же удалось человекам десяти. Они да те, кто осел в деревне в военные и послевоенные годы, и сдули военную пыль и грязь с деревенской крышки, приоткрыв ее для солнечного света и счастливого будущего. А оно, казалось, и вправду пришло. Расцветом здесь называют времена, когда в деревне жили более трехсот человек и для всех желающих была работа в колхозе. Жили не тужили, пока не отдали всем сельчанам паспорта. Тогда через щель в чемодане для солнечного света и просочились первые эмигранты, стремившиеся поднимать и развивать белорусские города. Преимущественно, по словам местных, отправились "чумаданцы" в Шклов, Оршу и недальние Горки. В отличие от жителей деревни Америка жители Чемоданов не хвастают богатыми односельчанами, осевшими в столицах соседних и дальних заграничных стран. Те же, кто в деревне остался, так и продолжали выращивать картошку да огурцы. Этими культурами славится Шкловщина и до сих пор. Только сегодняшнее производство сильно отличается от прежнего. В советские времена даже при низкопроизводительной технике трудоустроены были практически все желающие – об этом рассказывают двое пенсионеров, которые мирно перетирают кости уже всей жизни напротив местного магазина. При этом мужчины сетуют, что современная сельхозтехника, даже белорусская, оставила при колхозном деле всего троих мужчин-чемоданцев. Во второй волне эмиграции, которая произошла в перестроечные времена и первые годы независимой Беларуси, винят отсутствие работы и техническое перевооружение сельского хозяйства. "Работы ж с этой новой техникой никому не осталось, это раньше трактор мог работать лишь несколько часов в день, а сегодня он чуть ли не круглые сутки ездить может: и жнет, и сеет, да и в кабине, как в комфортабельном номере, – впечатляются мужчины. – Вот как работы не стало, так и поехал люд в города". Вряд ли за чем-то, кроме счастья. Но нашел ли его там? Ответа на этот вопрос не даст никто из той сотни жителей деревни Старые Чемоданы, что остались в родных хатах. Деревня в длину более трех с половиной километров, а жилых домов осталось не более двух десятков. Они вытянулись вдоль единственной улицы, как зубцы на старом чемоданном замке: некоторые еще хоть как-то держатся, некоторые давно удалены, отдельные сгнили заживо и восстановлению не подлежат. А иные даже примеряли обновляющие коронки и выглядят в сравнении с соседями практически идеально. А в конце улицы-замка, как брелок, повис, как его называют старики, молодежный поселок. В нем с десяток домов, населенных молодыми семейными парами. Именно возле тех домов только и бегают детишки. Во всей остальной деревне, несмотря на летний сезон, традиционно отправленных на оздоровление к бабушке в деревню школьников не наблюдалось. Первая собеседница сказала, что не принято сюда внуков привозить. Не принято здесь даже с соседкой на лавочке вечером поговорить, коротают вечера наедине с телевизорами да сожителями. И ждут, когда в Чемодан залетит хоть сколько-нибудь свежего воздуха, а с ним, глядишь, и новых "чумаданцев" хоть сколько-нибудь, чтобы не умерла деревня и не захлопнулся Чемодан. * * * Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить * * * Читайте по теме "100 дорог": Генеральный партнер проекта Технический партнер проекта
Партнер проекта Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если по аналогии с мультяшной цитатой описывать деревню Старые Чемоданы и ее жителей, то следует сказать: "Чумаданцы, что-то около сотни. Деревня, длинная и полуразрушенная, как говорытся, вот она. Памятник овальный, большой, как говорытся, вот он. Колхоз соседний, от чемоданных проблем далекий, там он".
|
|