Первый огонек, зажженный на пушистой елке, — верный сигнал к старту. Время доставать отложенные из последней зарплаты деньги и штурмом брать магазины сувениров и подарков. Предновогодняя шумиха кого угодно затянет, завертит и заставит бежать, искать, покупать... Но пытаясь в толчее разглядеть то единственное, что достойно занять свое место под новогодней елкой, невольно задумаешься: а не переживаем ли мы кризис «культуры подарков»?
В самый разгар подарочного бума логично задаться вопросом: кто и для чего тратит безумные средства на, по сути, ненужные презенты? Где и за какие деньги можно найти стоящий подарок?
Ход конем
Помните, в «Служебном романе» общественница Шура радостно сообщала, что в качестве подарка юбиляру «приглядела бронзовую лошадь»? Опытным, так сказать, путем я решила узнать, что изменилось со времен эпохи «бронзовой лошади».
— Все перед вами на витрине. Что больше понравится, то и берите, — с ходу осадила мой пыл продавец одного из крупных столичных универмагов. Оно и понятно: у прилавка десятки страждущих и жаждущих новогодних подарков. Дух перевести некогда, не то что разговоры разговаривать.
В принципе, подходящий презент найти можно в любом отделе магазина. Но Новый год — праздник особенный. И поэтому душа требует оригинального. А его на витрине — сколько хочешь. От символичных брелоков и статуэток в виде тигров и ангелочков до вычурных подсвечников и объемных фотоальбомов.
— А этот почему такой дорогой? — рискую еще раз обратить на себя внимание продавца и киваю в сторону мрачно–коричневого фотоальбома стоимостью 350 тысяч рублей.
— Потому что из натуральной кожи и на 200 снимков. К нему еще и деревянный футляр прилагается, — нехотя отвечает хозяйка прилавка, потому что понимает: все равно не куплю, интересуюсь из праздного любопытства. Конечно, не куплю. Дорого, тяжело. И совсем непразднично. Но ведь у кого–то этот кожаный тяжеловес, хранитель памяти в снимках, вызовет совершенно противоположные ассоциации! Равно как и аляповатые рамки для фотографий, вычурных форм и нестандартных размеров; бесполезные пластмассовые брикетики, имитирующие толстую пачку условных единиц; безвкусные панно, как бы являющие собой претензию на неординарность и наличие чувства юмора...
В интернет–магазинах ассортимент дурновкусия и бесполезности и вовсе превосходит все ожидания. Тут и наборы многоразовых (!) зубочисток, и подставки для благовоний, и шкатулки, стилизованные под все и вся, и карнавальные маски в виде черепов, и вешалки для бижутерии, и статуэтки раздетых донага нимф... Вариантов множество. Магазины забиты сувенирами, от которых продавцы хотят избавиться во что бы то ни стало. А мы и рады им помочь, выбрасывая на ветер трудом заработанные деньги.
Полезные подарки
Прозаик Тамара Лисицкая признается, что и в ее архиве подарков есть такие, которые можно причислить к категории абсолютно никчемных.
— У меня хранятся сотни открыток, некоторые — десятилетней давности, — перечисляет Тамара, — десятки статуэток–символов разных лет, аляповатые свечи... Рука не поднимается их выбросить, все–таки человек тратил на них время и деньги. Эти подарки потихоньку складируются и вывозятся потом на дачу. Я, вообще, считаю, что производство бесполезных подарков — это целая отрасль. Причем доходная. Ведь дарят обычно не то, что нужно, а то, что даритель посчитал оригинальным.
Понятие об оригинальности, однако же, у каждого свое. В одном из интернет–магазинов в качестве оригинального подарка мне предложили настольные часы за 100 тысяч рублей «Инь–янь–хрень» и мягконабивную «профилактическую фигу» за 70 тысяч, которую рекомендовано показывать всем неудачам и невзгодам.
Зачем, а главное, для чего мы это покупаем?
Почему если официальный юбилей, то виновник непременно получит солидный поздравительный адрес из кожи с золотыми буквами? В чем он так провинился перед дарителями? Эти адреса потом, не читаясь, складываются прямо на полу, возле стола, достигая более метра в высоту. Один известный «вручант» рассказал поучительную историю, когда в солидном адресе машинистки вместо «многоуважаемый» нечаянно набрали «многоувядаемый». И адресат, разумеется, это прочитал.
И грустно, и смешно, тем более что поздравления уже давным–давно не бывают собственного сочинения. Необходимость отпала. В современных ярких открытках все давно за нас написано. Например, «С Новым годом поздравляю/ и от всей души желаю,/ чтоб на Вашей елке, вместо праздничных зверьков,/ Красовалось с полдесятка пол–литровых пузырьков./ Чтобы дед Мороз от счастья, щуря пьяный глаз,/ Самым вкусным, самым сладким, угощал шампанским Вас!» Судя по тиражу, пьяный Дед Мороз будет разливать шампанское не меньше чем в 5 тысячах домов...
Новая мода
Увы, сквозь моду на развязные корпоративы, дежурно–чинные юбилеи, бессмысленные и нелепые презенты никак не пробьется совсем иная мода. Тонкая и милосердная. Когда юбиляру понесут не сотни бездушных стандартных букетов и фарфоровых девушек, а игрушки, которые тут же отправятся в дома ребенка. Или памперсы.
Почему бы и нет?! Ведь такая традиция существует уже многие годы и во многих странах. В Италии, например, молодоженам принято дарить так называемую бомбаньерку — безделушку, с пожеланиями долгой и счастливой жизни. Раньше это могло быть что угодно, вплоть до «бронзовой лошади». Сейчас в умах и сердцах итальянцев бомбаньерка — нарядная открытка (часто нарисованная детьми), текст которой гласит: «Деньги, предназначенные на покупку сувенира, перечислены в фонд помощи детям–сиротам». У нас же на прилавках могут залежаться даже коробки с печеньем, на которых крупными буквами прописано, что часть вырученных средств будет перечислена в помощь обездоленным малышам...
Едва ли найдется равнодушный человек, который прочтет в газете репортаж или увидит сюжет по телевидению из дома малютки и не проникнется горькой судьбой детишек, оставленных собственными родителями. Так чего же проще! Вместо того чтобы ужасаться и вздыхать, потратьте припасенные на «сто пятую ароматическую свечу» деньги, устроив праздник тому, кто его действительно ждет: сиротам, больным деткам.
— У нас есть шефы, которые помогают дому–интернату «по–крупному»: стройматериалами, оборудованием, — подтверждает директор Сенненской школы–интерната для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Леонид Козлов. — За спонсорские деньги мы и подарки детям к новогодним праздникам покупаем. Но ведь каждый ребенок ждет еще и своего «личного» чуда в новогоднюю ночь. Девочки мечтают о куклах и нарядных платьях, мальчики — о машинках и компьютерах. Но искренне рады будут карандашам, фломастерам, книгам... Есть перечень вещей, которые необходимы нашим воспитанникам круглый год: от игрушек до предметов личной гигиены. И так в каждом детском доме, приюте, интернате. Все дети хотят праздника. Дети, которые остались без пап и мам, — вдвойне.
Скоро Новый год. Социологи поинтересовались у наших соотечественников, какие подарки они будут дарить на Новый год. Большинство ответили просто — сувениры. Но, может, хватит? Может, вместо очередной никчемной «профилактической фиги» пришло время дарить настоящую радость? Может, лучше вспомнить то самое, ни с чем не сравнимое ощущение счастья от вечеров, когда всей семьей вы заворачивали в фольгу еловые шишки и вырезали из салфеток снежинки? Или как папа с мамой будили вас утром и просили заглянуть под елку, где лежал подарок от Деда Мороза, а вы не верили, и вам показывали открытую форточку и следы от валенок под окном? Помните ли вы это ощущение сказки? Так вернитесь в детство, сделайте сказку былью, превратитесь в волшебную фею или доброго Деда Мороза. Поделитесь частью своего тепла с теми, кто оценит ваш подарок и примет его с благодарностью. И будет вам праздник!
Первый огонек, зажженный на пушистой елке, — верный сигнал к старту. Время доставать отложенные из последней зарплаты деньги и штурмом брать магазины сувениров и подарков...