ПОЛКОВНИК БЕЗРУКАВЫЙ: «УЧИЛСЯ У ГЕРОЕВ И ПРЕДСТАВЛЯЛ НА ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». 21.by

ПОЛКОВНИК БЕЗРУКАВЫЙ: «УЧИЛСЯ У ГЕРОЕВ И ПРЕДСТАВЛЯЛ НА ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

21.01.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


(Окончание. Начало в №№1-2)

Человеческий фактор
— Сегодня термин «афганская война» обозначает один из этапов гражданской войны в этой стране. Борьба за полный политический контроль над территорией Афганистана велась между вооруженными силами правительства ДРА с привлечением ограниченного контингента советских войск и формированиями оппозиции (моджахедов), которой оказывали поддержку США, НАТО, Саудовская Аравия, Пакистан… Как в авиационных подразделениях воспринималось участие в боевых действиях на территории суверенного государства?
— Те, кто там служил, понимали специфику. В Афганистане всегда велись боевые действия: то провинция с провинцией воюет, то власть с оппозицией... Была уверенность, что защищаем дружественное государство от агрессии извне. Ведь Советский Союз оказывал значительную экономическую помощь этой стране. Задолго до войны советские специалисты строили здесь аэродромы, дороги, оросительные системы… И в 40-й армии было специальное подразделение, которое в условиях войны оказывало, как теперь говорят, гуманитарную помощь. В частности, обустраивались учебные классы для детей. Выделялась материальная помощь населению, пострадавшему от боевых действий, и особо нуждающимся...
— Тем не менее, это была жестокая война. И цена вопроса — человеческие жизни.
— Будем реалистами. Военные действия остаются весомым аргументом в мировой политике. Нужно учитывать и такую особенность авиации: основа летных формирований — это кадровые военные офицеры. Они проходят отбор и соответствуют высокой планке не только по физическим параметрам, но и по интеллекту, нравственности. Поэтому и на войне остаются людьми. Практически в жизни каждого можно найти поступки, достойные внимания.
Какое-то время мне пришлось работать с начальником штаба ВВС 40-й армии полковником Николаем Григоруком (родился в Минске, обучался в Минском аэроклубе). Впервые мы «пересеклись», когда он прибыл в Щучин начальником штаба 95-й истребительной авиационной дивизии (затем был направлен начальником оперативного отдела ВВС БВО). Имя Григорука во второй половине 70-х знал весь летный состав страны. Причиной этому послужил особый случай. Николай Григорук, тогда командир истребительного полка в Группе Советских войск в Германии, совершал полет в ночных условиях. В это время его самолет столкнулся с большой птицей. Разрушилось бронированное стекло передней части кабины. Николай получил серьезное ранение в лобную часть головы и глаза, но, несмотря на тяжелое состояние, ночью удачно произвел посадку на свой аэродром. После сложного лечения продолжал летать.
Вступив в должность начальника штаба ВВС 40-й армии, Григорук поражал своей работоспособностью. У него хватало энергии надлежащим образом организовать работу штаба и командного пункта, нацеливать на четкую работу штабы частей, участвовать в армейских операциях. В ходе самостоятельных боевых действий ВВС с самолета Ан-26рт руководил нанесением ударов по противнику. Мог находиться в воздухе более трех часов. Его основные усилия как начальника штаба были направлены на то, чтобы оптимально организовать ведение боевых действий, не допустить потерь. И не только личного состава, но и мирных жителей. Впоследствии генерал-майор Григорук стал начальником Центрального командного пункта ВВС.
Задавал настроение в ВВС страны Главнокомандующий П.С.Кутахов. Участник Великой Отечественной войны, к февралю 1943 года он совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолета противника. 1 мая 1943 года Кутахову присвоено звание Героя Советского Союза. 15 августа 1984 года Главный маршал авиации Кутахов награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» за большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения.
Однажды Кутахов прилетал в Афганистан с большой группой специалистов всех служб. Его сопровождали командующий и я. По всем полкам мотались, во все уголки заглядывали. Как-то прилетели на аэродром в Кандагар. Кутахов решил посмотреть, как боеприпасы хранятся. Подошли к открытой площадке, где стояли вертолеты Ми-8 и Ми-24. В одном из ящиков с инструментами техника звена Кутахов заметил реактивные снаряды. Главнокомандующий взял ломик и давай сам их один за другим оттуда выгребать. Мы стоим рядом и думаем: сейчас будет разгон. А Логинов, начальник тыла из московской команды, говорит:
— Товарищ Главнокомандующий, не надо так! Снаряд взорвется, и нас всех накроет!
— Да? А разве можно так хранить боеприпасы?!
В отличие от других военачальников в практике Кутахова никогда не было, чтобы за недостатки он тут же снимал с должности, как это случалось в других видах Вооруженных Сил. Кутахов ценил и берег летчиков.

Право назвать Героем
— Награждения через вас шли в Афганистане?
— Да. Военсовета у нас в ВВС армии не было, поэтому такие вопросы решались на совещании с участием командующего, начальника политотдела, начальника штаба. Мы представляли ко всем наградам. Но чаще всего летный состав награждался орденами Красного Знамени и Красной звезды.
— За 9 лет боевых действий в Афганистане звание Героя Советского Союза присвоено более 20 летчикам. Вам приходилось представлять к этой высшей награде?
— Мы представляли также и к званию Героя. Среди тех, кто получил его по нашему представлению, — Письменный Вячеслав Михайлович. Он был в командировке в Афганистане дважды: во время второй командировки командовал полком. Совершил более 550 боевых вылетов. Разработал новую тактику высадки десанта на господствующие высоты. Потом, будучи в Главном штабе ВВС России в должности заместителя командующего армейской авиации, использовал боевой опыт в подготовке военных летчиков.
Очиров Валерий Николаевич, командир вертолетной эскадрильи, тоже дважды находился в составе ограниченного контингента советских войск. Совершил более 650 боевых вылетов. Звание Героя присвоено 21 февраля 1985 года. В дальнейшем стал генералом. Был заместителем председателя Комитета Верховного Совета по делам обороны и безопасности, участвовал в разработке Договора ОСВ-1, обеспечивал ввод миротворческих сил в зону грузино-абхазского конфликта, принимал участие в организации обеспечения миссии ООН в Анголе и Камбодже…
Были случаи, когда звание Героя присваивалось посмертно. Подполковник Рубан, командир 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи, в сложных условиях сам находил и подавлял зенитные средства противодействия и только потом позволял летному составу работать на объектах. 16 января 1984 года эскадрилья из 8 самолетов, ведомая Рубаном, наносила массированный удар в районе Ургун в условиях сильного зенитно-ракетного противодействия. Командир эскадрильи первым выполнил атаку, однако на выходе из пикирования в его самолет СУ-25 попала ракета…
— Все ли героические поступки были достойно отмечены?
— Процесс награждения в определенной степени регулировался. Поскольку сухопутные войска были представлены в большем количестве, им отдавался приоритет. Только когда три сухопутных получали звание Героя, тогда одного летчика пропускали. Не все, кого мы представляли, получили высшую награду. Но срока давности у подвига нет. А Герои совершают героические поступки не один раз. Пример тому — судьба Сергея Соколова. Старший лейтенант Соколов прибыл на авиабазу в Баграме в 1983 году. 25 апреля 1984 года, совершая 119-й вылет на Су-17М3, был сбит, катапультировался. На земле, несмотря на тяжелое ранение в ногу, вел бой, уничтожил до 20 моджахедов. Ему на выручку пришел экипаж капитанов С.Ефимова, А.Бойкова (вертолет Ми-8МТ 262-й эскадрильи). В кабине, осматривая раненого, увидели, что в руке сжата граната с выдернутой чекой. Гранату удалось вовремя выбросить за борт. Соколов провел в госпиталях почти два с половиной года, перенес 17 операций. Мы представляли Соколова к званию Героя, но в декабре 1984-го он получил только орден Красной Звезды, а в 1988 году — афганский орден «Красное Знамя». Несмотря на инвалидность, капитан Соколов вернулся в строй, окончил Военно-Воздушную академию. В Авиационной поисково-спасательной службе в 1989 году был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Вопреки запретам врачей вернулся в небо. В 1991 году освоил парашютные прыжки. С 1992 года — полеты: на вертолетах Ми-2, Ми-8, самолетах Як-52, Ан-2, L-39, боевом истребителе МиГ-29. 13 марта 1995 года за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении первого среди инвалидов мира прыжка с парашютом на Северный полюс, освоение авиационной техники подполковнику Соколову присвоено звание Герой России. Сейчас он заместитель председателя Московского областного совета РОСТО (ДОСААФ). Этот случай мне напомнил историю Захара Сорокина.
— Вы с Захаром Сорокиным как познакомились?
— Я тогда служил в Закавказье. Он, как представитель Советского комитета ветеранов войны, приехал в полк. Провели много встреч с молодежью. Захар Сорокин уже за год до Маресьева без ног летал в ВВС Северного флота. В самом начале войны за четыре уничтоженных фашистских самолета был награжден орденом Красного Знамени. 25 октября 1941-го, сбив два самолета, совершил воздушный таран. Самолет упал в тундре. Летчик шесть суток добирался до расположения советских частей, прополз около 70 километров, отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, Сорокин вернулся в свой полк. Седьмой самолет сбил, будучи на протезах. Военный атташе Великобритании, прибыв в Заполярье, вручил летчику-истребителю высокую награду — орден Британской империи. Звание Героя Советского Союза Захару Сорокину присвоено 19 августа 1944. В 1945-м капитана Сорокина перевели на Черноморский флот, где он служил еще десять лет. Летал на подаренном ему самолете «Тихорецкий комсомолец». От той встречи в Грузии у меня остался снимок Сорокина с напутствием. Когда сын моего друга Александра Денисенко попал в автоаварию и в 22 года остался без ступней, я ему послал этот снимок, писал письма, рассказывал о таких сильных духом людях. И парень выстоял. Живет полнокровной жизнью. Его поддерживают украинские «афганцы».
Кто заполнит пробел в истории авиации?
— Как получилось, что до сих пор практически отсутствует системная информация о военной авиации 50—80-х годов? Например, даже в самом доступном источнике — Интернете — развернутых биографических данных о многих Героях Советского Союза нет.
— Думаю, объективная причина в том, что в условиях «холодной войны» информация об армии, в том числе и военной авиации, была закрыта. Существовала строгая цензура. Но теперь ситуация изменилась, и срабатывает субъективный фактор. Новое поколение исследователей, журналистов, литераторов не нацелено на заполнение образовавшегося информационного вакуума, хотя сейчас доступны архивы, и еще живы непосредственные участники событий. В авиации, как нигде, сохраняется преемственность, летчиков-асов помнят, ими гордятся. Взять, к примеру, Михаила Громова. 28 сентября 1934 года летчику-испытателю в числе первых присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 8) за установление мирового рекорда дальности. В дальнейшем Громов установил еще несколько мировых рекордов скорости и дальности полета. В июле 1937-го на АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто (США). В 1937 он стал профессором военных наук. С мая 1943 по июль 1944 гг. Громов — командующий 1-й воздушной армией. Именно в этот период армия внесла большой вклад в освобождение Беларуси. Генерал-полковник Громов активно работал в авиации до 1955 года. Закончил жизненный путь в 1985 году. Мне довелось познакомиться с ним в Москве во время встречи с ветеранами 26 (1-й) воздушной армии. Это была очень важная для меня встреча. Уверен: соединять звенья истории — захватывающее и благородное дело.
— В День памяти 15 февраля на Острове мужества и скорби в Минске бываете?
— Обязательно. В Афганистане с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 участвовало в боевых действиях 30 тысяч белорусов, из них 741 человек погиб. В этом месте встречаются многие члены объединения ветеранов Военно-Воздушных сил Беларуси: и те, кто был в Афганистане, и кто не был. Ведь все так или иначе связаны. На Остров слез по традиции в этот день прихожу вместе с Алексеем Алексеевичем Александровым. Уже 36 лет, еще со службы в 95-й дивизии в Щучине, нас связывает крепкая мужская дружба. Теперь генерал-майор Александров — член президиума Совета ветеранов ВВС Беларуси. Часто к нам присоединяется его сын Герман, тоже летчик-истребитель, полковник.
К тому же у меня накануне афганский синдром просыпается: обязательно должен что-то написать. Напишу — отдам в газету. Напечатают — хорошо. Нет — все равно пишу, пусть будут воспоминания очевидца.


Наталья САЛУК
 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Окончание. Начало в №№1-2) Человеческий фактор — Сегодня термин «афганская война» обозначает один из этапов гражданской войны в этой стране. Борьба за полный политический контроль над территорией Афганистана велась между вооруженными силами правительства ДРА с привлечением ограниченного контингента советских войск и формированиями оппозиции (моджахедов), которой оказывали поддержку США, НАТО, Саудовская Аравия, Пакистан… Как в авиационных подразделениях воспринималось участие в боевых действиях на территории суверенного государства? — Те, кто там служил, понимали специфику.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика