Формирование государственного соцзаказа не только в корне меняет отношение властей к третьему сектору, но и является первым шагом к децентрализации социальной сферы. О социальном буме, который ожидает Беларусь через 2-3 года, «Завтра твоей страны» рассказала координатор тематической группы Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Раиса Синельникова. Она одной из первых в Беларуси начала продвижение идеи государственного соцзаказа.
- Сколько времени заняла подготовка этой революции в социальной сфере? - Около четырех лет - не так уж и много, учитывая, что речь идет о внедрении совершенно нового социального механизма. Проблема в том, что в Беларуси третий сектор слишком зависим от финансирования со стороны. Если в Европе и Америке его история насчитывает более ста лет (накоплены ресурсы, опыт, членская база, поддержка общества), то у нас лишь единицы из общественных организаций имеют в собственности помещения, а на счету - деньги, которые могли бы приносить дополнительную прибыль. Отыскать финансирование внутри страны почти невозможно, поскольку нет традиции благотворительности в адрес общественных организаций: у нас готовы помогать отдельному человеку, который попал в беду, но к третьему сектору относятся пока довольно-таки подозрительно. Нет стимулов и для спонсорства со стороны бизнеса. В результате средства на содержание организаций и их деятельность приходят преимущественно от зарубежных доноров. И это тревожный фактор, поскольку организации, которые очень сильно зависят от одного источника финансирования, нестабильны. Эту ситуацию давно уже надо исправлять: чтобы общественные организации, наконец, прочно встали на ноги и воспринимались собственным государством как серьезные партнеры. А такое возможно не через разговоры о партнерстве или поддержку отдельных организаций, которые близки к власти, а через системные изменения, разработку определенного механизма - государственного социального заказа. Его внедрение будет свидетельствовать о признании властями неправительственного сектора как легального партнера, имеющего право не только на существование, но и на реализацию социальных программ. Здесь у общественных организаций общие интересы с государством. Но это не значит, что все будет легко. - Что скрывается за словами «разработка механизма государственного социального заказа»? - В прошлом году Научно-исследовательский институт Министерства труда и социальной защиты проанализировал действующее законодательство, опыт зарубежных стран и на этой основе подготовил предложения о возможности осуществления государственного социального заказа в Беларуси посредством покупки социальных услуг у общественных организаций на основе договоров и бюджетного финансирования. К концу нынешнего года стоит задача подготовить проект нормативного акта: то ли указа президента, то ли закона о социальном заказе. Правда, если в Беларуси мы говорим о социальном заказе как о покупке государством услуг общественных организаций, то в Литве, Польше, Болгарии и даже России подход к этому вопросу принципиально иной - там речь идет о государственной поддержке общественных инициатив. Механизм социального заказа в этих странах направлен на развитие активности граждан. Пару лет назад, например, в польском бюджете на поддержку общественных организаций предусматривалось около 10%. Это немалые деньги. - Зачем это надо государству? Не проще ли направить те же средства на собственные социальные программы? - Вот и мы на встрече с мэром польского города Плоцк задали такой же вопрос. Он сказал: «Благодаря общественным организациям, я уже несколько созывов остаюсь мэром. Не будь их, многие проблемы так и не были бы решены. Они работают за счет денег, которые мы даем, привлекают огромные дополнительные ресурсы, а еще вовлекают самих горожан в решение этих проблем. В результате - люди удовлетворены тем, как живет город». Такая философия и есть понимание роли общественных организаций. К сожалению, у нас это пока не работает. Предстоит также изучить, насколько готовы взаимодействовать общественные организации и потребители социальных услуг. Абсурдно, если нормативный акт будет принят, а потом в стране обнаружится дефицит общественных организаций, способных оказывать услуги, или людей, которые согласны получать от них услуги. - Чиновники, да и парламентарии усматривают в перераспределении ответственности в социальной сфере сверху вниз немало подводных рифов. Например, какие общественные организации полезны для государства, а каким не стоит доверять дела государственной важности... - В механизме социального заказа это решается как раз очень просто, потому что основной принцип его реализации - открытый конкурс предложений на оказание социальных услуг. В нем могут участвовать как государственные учреждения, так и некоммерческие организации, способные оказывать качественные услуги. Фактически, конкурс предполагает оценку проектов, а не организаций. Организации оцениваются только с точки зрения их профессионализма и имеющегося опыта. До принятия решения о финансировании проекта заключение по нему дают независимые эксперты. И если ко времени реализации соцзаказа у нас будет сильное объединение социальных общественных организаций, то оно могло бы выступать таким экспертом. - На ваш взгляд, насколько готовы к выполнению соцзаказа белорусские общественные организации? - Оценить это не так-то просто. Тех, кто заявляет, что готов - много. Но способны ли они соответствовать тем стандартам, которые будут установлены, пока неизвестно. Одна из серьезных проблем в социальной сфере - отсутствие стандартов качества социальных услуг. У нас есть стандарты социального обслуживания. Но что туда входит? Количество территориальных центров, количество обслуживаемых людей. Пока никто в Беларуси не знает, что вкладывается в понятие «качественная социальная услуга». Это проблема не только общественных организаций, но и государственных социальных учреждений. До сих пор себестоимость социальных услуг никогда не рассчитывалась. Прежде чем выдать техническое задание, государству придется произвести эти непростые расчеты. Второе, к чему надо быть готовым общественным организациям - договорные отношения. У нас нет большого опыта в сфере составления договоров, понимания ответственности, которую это влечет за собой и главное - выполнения тех обязательств, которые берут на себя общественная организация и государство. Осмелиться потребовать от государства ответственности за те обязательства, которые оно на себя взяло - это тоже надо уметь. Очень важны вопросы согласованности сторон в оценке результатов. Не только с формальной точки зрения. Нельзя забывать, что государство в лице местных органов власти и общественные организации вступают в договорные отношения между собой в пользу третьей стороны - ради человека. - И как раз с этой, третьей, стороны сейчас отмечается сугубо потребительское отношение к общественным организациям. Как отреагируют получатели услуг на то, что государство станет платить третьему сектору деньги? - Я думаю, потребитель должен отреагировать нормально, потому что механизм государственного соцзаказа предусматривает не только заключение контракта с общественной организацией. Принцип разделения ответственности предполагает, что человек имеет право сам выбрать способ решения своей проблемы. В бюджете в строке «социальное обслуживание» на каждого жителя страны прописана определенная доля средств. Хорошо будет, если люди, которые нуждаются, получат сертификат или ваучер на эту сумму и будут покупать социальную услугу, как товар в магазине, у того поставщика, который им нравится. К тому же, если люди поймут, что можно те деньги, которые им выделены на социальные нужды, использовать самим на решение своих же проблем, то они смогут объединяться в группы самопомощи. Мне довелось недавно пообщаться с женщинами в чернобыльской зоне по границе отселения. Одна из них пожаловалась на безденежье: «Не за что даже штанишки купить в школу ребенку. Поехала в райцентр, сторговалась с предпринимателем на рынке, купила за 30 тысяч брючки для мальчика». А зачем тратить такие деньги и целый день на поездку в райцентр? За это время можно сшить пять пар штанишек и продать в собственном поселке - заработать самой и помочь решить проблему соседкам. Людям часто не приходит в голову, что есть более простое и даже прибыльное решение проблемы. Но если бы на деле был создан режим наибольшего благоприятствования вовлечению людей в решение их проблем, то мне кажется, мы бы гораздо быстрее преодолели потребительские настроения среди населения. - Что предстоит сделать общественным организациям в период разработки механизма социального заказа? - Общественным организациям социальной сферы стоило бы выработать единую платформу видения: каков наш интерес в механизме государственного социального заказа. Нужно опять же оказать "товар лицом" - научиться презентовать результаты того, что мы делаем, не языком эмоций - с государством так нельзя разговаривать, потому что оно понимает язык цифр и фактов. Продемонстрировать, что нас много, у нас большой опыт, немало и людей, которым мы уже помогли и готовы помочь. У нас отличные инновационные методики. Государство, не рискуя, может использовать общественные организации, где есть возможность экспериментов в небольших объемах, как площадку для инноваций. - Но не приведет ли участие государства к сокращению внешнего финансирования общественных организаций? -- Практика других стран показывает, что все происходит как раз наоборот: если общественные организации имеют финансирование в рамках государственных социальных программ, то зарубежные спонсоры и местный бизнес понимают, что таким организациям можно доверять, и только добавляют финансирования. Так было в России. Господдержка влечет за собой развитие неправительственного сектора. - Сколько лет может понадобиться на это Беларуси? - Может быть, я романтик, но если нам удастся получить хороший нормативный документ по государственному социальному заказу, который учтет все нюансы, и будет ясно выражена заинтересованность государства в его реализации, то я думаю, через 2-3 года и у нас произойдет бум в социальной сфере. Общественные организации смогут получать средства из разных источников финансирования и сами зарабатывать деньги.
Формирование государственного соцзаказа не только в корне меняет отношение властей к третьему сектору, но и является первым шагом к децентрализации социальной сферы. О социальном буме, который ожидает Беларусь через 2-3 года, «Завтра твоей страны» рассказала координатор тематической группы Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Раиса Синельникова. Она одной из первых в Беларуси начала продвижение идеи государственного соцзаказа.