Обидеть легче, чем обиду вытерпеть. 21.by

Обидеть легче, чем обиду вытерпеть

03.02.2010 01:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

судьба деревни волнует каждого сельчанинаСчитают крестьяне села Дяговичи, которые хотят жить и работать на своей земле

Письма из этой деревни пришли в редакцию одно за другим, причем второе подписали уже восемнадцать человек. Для того чтобы изучить ситуацию, сложившуюся в деревне, корреспондент «БН» выехала на место.

В чем вся соль
Житель «кризисной» деревни Дяговичи Виктор Жалдыбин оперся на палку-трость, поправил шапку-ушанку и задумчиво произнес: «Вся беда в том, что земля потеряла прежнюю ценность. А ведь были времена, когда за нее воевали, орошали кровью и потом. Отнять у крестьянина землю было равносильно тому, что отнять руки. А теперь бери ее, родную, -- и никому дела нет». Наверное, в чем-то дедушка прав. Если бы был в Дяговичах крепкий хозяин, не пришлось бы сегодня его односельчанам обращаться за помощью в газету.
В советские годы хозяйство «Дяговичи» было на хорошем счету в Кричевском районе. Пока не грянула перестройка…
Сейчас сельчане обвиняют в развале хозяйства свое руководство. Сильные председатели с опытом в лежачий колхоз идти не хотели. Стоит ли удивляться, что вскоре, как образно выразились авторы письма, их хозяйство оказалось в «болоте». Если в 1990 году здесь получали 23 центнера зерновых с гектара, то в 2001-м -- уже 12,5. Надаивали всего 1343 килограмма молока на корову. Поэтому в 2002 году на общем собрании было решено хозяйство «Дяговичи» ликвидировать: колхоз объявили банкротом. Скот распродали, часть земель передали соседнему УКСП «Кричевское», а главное -- в Дяговичах закрыли ферму... Сегодня то, что от нее осталось, утопает в глубоких сугробах, но сельчане убеждены: здание можно восстановить, «нужно лишь немного достроить».
О деревне с болью в сердце
Собрание с участием корреспондента из Минска решили провести в сельском магазине -- самом оживленном месте в Дяговичах. То и дело хлопают двери, к прилавку подходят краснощекие от мороза жители, прислушиваются и вступают в серьезный разговор. Пришли и те, кто поставил свои автографы под письмом.
Правда, в возрождение хозяйства никто не верит, даже отчаянные оптимисты. Прошлого не вернешь, что сделано -- то сделано. Это понимают все. Понимают, но не могут принять… Поэтому и просьба у сельчан минимальна. Отстроить в деревне всего один коровник, чтобы можно было работать, как раньше. Многим же до пенсии еще далеко -- семь--десять лет.
Конечно же, после ликвидации колхоза «Дяговичи» никто из людей на улице не остался. Всем им предложили трудоустройство в соседнем УКСП «Кричевское», которое находится в десяти километрах. Сначала согласились человек двадцать. Каждое утро их на работу забирал автобус хозяйства, но постепенно ряды их редели.
-- Неудобно. Особенно тяжело приходилось женщинам. В семь часов утра как поедут на работу, так только к восьми вечера домой возвращаются. Зимой еще куда ни шло, но летом… У каждой хозяйки свой огород, живность, семья, которой обеды и ужины нужно готовить, -- говорит человек в камуфляжной куртке, рабочий местной школы Александр Сазанков, который когда-то трудился ветеринаром на местной ферме. -- А если бы коровник был здесь, в Дяговичах, она бы, как-никак, лишний час мужу, ребенку уделила.
Неудивительно, что молодежь стремится уехать из Дяговичей. Дети авторов письма в деревне не остались, разъехались кто в Минск, кто в Могилев. «Что им здесь делать, если работы все равно нет?» -- говорят их родители. Хоть я и сомневаюсь, что, будь в Дяговичах ферма, их дети остались бы в деревне и трудились скотниками и доярками, но то, что производство на селе -- своего рода сердце деревни, наполняющее ее жизнью, так это точно. Остановилось оно -- нет жизни, нет будущего.
Те же из сельчан, кто остались в Дяговичах, ездят в Москву на заработки. Выживают за счет подсобного хозяйства. Трудятся в соседних сельскохозяйственных предприятиях, несмотря на неудобства.
-- Раньше работала дояркой на ферме в своей деревне, -- говорит Любовь Шуппо, мать троих детей. -- Сейчас деньги зарабатывает только мой муж. Каждый день ездит за восемнадцать километров в «Добрость», туда -- обратно. Летом дети папу три часа в сутки видят.
Им предлагали квартиру «в той стороне», но семья отказалась, говорит, что не хочет из родного села уезжать. Другие дяговчане переезжают на новое место, поближе к работе, и все равно очень переживают.
Художница Светлана Касаткина и бывшая доярка Тамара Журавкова -- одни из самых активных борцов за будущее деревни -- говорят:
-- Не понимаем, почему мы должны жить хуже, чем остальные? Агрогородки строят. А у нас, в Дяговичах, есть все: школа, ФАП, библиотека, Дом культуры, столовая, добротное жилье. Нет только производства. Хоть бы какую лотерею организовали или создали фонд помощи сельскому хозяйству. Может быть, это помогло бы таким деревням, как наша?
-- Вряд ли коровник заново отстроят, а вот если бы вы нам с транспортом помогли проблему решить, -- подступает одна из женщин. -- У нас многие ездят на работу в Кричев-2. Людям нужно быть к полвосьмому-восьми на рабочих местах, а автобус приходит в деревню в десять минут девятого. Раньше ходила маршрутка в семь часов, но потом перестала.
-- Просто когда наступает весна, сельчане пересаживаются на велосипеды, вот частник и отменил маршрут, он же тоже себе в убыток работать не будет, -- объясняет другая. -- А вот в местной школе учатся всего тридцать пять детей. Обком профсоюза работников АПК ее не забывает, подарки детям дарит, выделяет гуманитарную помощь. Но есть ли у школы будущее? Скорее всего, через два-три года ее тоже придется закрыть.
-- Знаете что, напишите в вашей газете, что есть в Беларуси такая деревня. Здесь имеется все, не хватает только хорошего хозяина. Может, найдется энтузиаст (белорус, россиянин -- не важно), который захочет в Дяговичах открыть свое фермерское хозяйство или туристическую деревню. Пускай приезжает к нам. Мы его очень ждем, -- напоследок сказала Светлана Касаткина. -- Наши люди хотят жить и работать на родной земле, где прошли их детство, юность, молодость, где находятся могилы предков. Хотят, чтобы деревня процветала, как прежде.
Отдадим коровник в хорошие руки
Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Кричевского райисполкома Василий Павлов сразу расставил все точки над «і»: восстановление коровника в Дяговичах экономически нецелесообразно. Даже если и представить, что ферму удастся возродить, провести молокопровод, то на работу сюда нужны всего три доярки. Из-за нескольких человек никто строить коровник не будет. Ведь нет никакой гарантии, что завтра работницы не найдут себе лучшее место где-нибудь в Кричеве, а «сзади им десять человек в спину не дышат».
Единственная надежда, хоть и очень призрачная, на человека, готового заняться в Дяговичах фермерством. Местные власти уже просчитывали этот вариант, когда после ликвидации хозяйства пытались «пристроить» коровник в Дяговичах в хорошие руки. Даже нашли такого «добровольца», но он потом отказался. Хотя райисполком готов был оказать ему свою поддержку. Окажет он ее и теперь. Кричев, между прочим, в прошлом году стал победителем Республиканского конкурса «Лучший город для бизнеса Беларуси-2009» в номинации «Города и поселения до 50 тысяч человек». В любом случае местным властям стоит задуматься над созданием в Дяговичах дополнительных рабочих мест. Что мешает, скажем, наделить эту деревню статусом агрогородка? Ведь практически вся инфраструктура здесь уже имеется. Люди, желающие жить и трудиться на родной земле, -- тоже. Дело за производством. Понятно, что вопрос этот не из самых легких, но почему бы местным властям не помочь труженикам в осуществлении их конституционного права на труд? Конечно, воспринимать желание дяговчан как обыкновенный каприз проще всего, но «БН» все-таки надеется, что решение будет найдено. Впрочем, сами сельчане тоже не должны спать в шапку. Ждать, когда к ним на землю придет хозяин, можно долго. А что в результате? Вдруг так и не дождутся?! Возможно, им самим тоже стоит подумать над созданием фермерского хозяйства и объединить для этого усилия? Однозначно -- за право жить и трудиться на родной земле надо бороться. Опустят руки, сдадутся дяговчане -- не простит им малая родина этого. Есть и третий вариант решения вопроса: объединить усилия жителям села и местному райисполкому. Неужели не смогут вместе спасти родные Дяговичи?
Елена ГОРДЕЙ, «БН»
НА СНИМКАХ: судьба деревни волнует каждого сельчанина; Василий ПАВЛОВ будет только рад, если в Дяговичах объявится фермер-энтузиаст.
Фото автора

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Считают крестьяне села Дяговичи, которые хотят жить и работать на своей земле
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика