В канун Дня Победы, ранним утром 6 мая этого года, белорусские альпинисты предпримут попытку штурма гималайского шеститысячника Айленд-Пик в Непале. Предполагается совершить скоростное бескислородное восхождение в альпийском стиле. Кстати, атмосферное давление на таких высотах падает более чем вдвое и составляет 40% от уровня на земле. Поэтому для нахождения на этих высотах необходима специальная акклиматизационная подготовка. В составе экспедиции, отправляющейся на штурм очередной горной вершины в рамках реализации проекта «Семь вершин», — семь женщин. Все слышали: «женщина на корабле…», «женщина за рулем…». А женщина на горе? Об этом как никто другой знает Светлана Хандогина — женщина, которая не боится гор, красавица и умница, мать двух замечательных детей, бизнес-вумен и жена.
— Светлана, глядя на вас, с трудом представляешь себе образы суровых путешественников с мужественными лицами, чей удел — покорять горные вершины. Что побудило вас войти в состав экспедиции?
— Неумолимое желание вернуться в горы. В составе экспедиций альпинистского проекта «Семь вершин» мною пройден не один горный маршрут. Европа, Африка, Азия, Южная Америка — на всех этих континентах покорялись горные вершины. Мне казалось, что тяготы первых восхождений навсегда отобьют охоту вернуться в горы. Но единожды приоткрыв для себя удивительный мир гор, вы становитесь пленником снежных вершин. Горы — это состояние души, это своего рода эмоциональный наркотик, который не дает вам покоя, зовет прикоснуться к великому таинству снова и снова.
— Трудно быть покорителем горных вершин?
— Вообще мы старательно избегаем таких эпитетов — покорители. Можно зайти на горную вершину. Но великий дух Горы покорить невозможно. Энергетика горного исполина и идущего на штурм слабого человека — это несоизмеримые по масштабу понятия. Тот, кто покоряет Гору, стремится к победе над ней, зачастую сам становится побежденным. А цена этого сражения — человеческая жизнь. Покорять нужно не вершину, побеждать необходимо самого себя. Свои слабости и привычки к комфорту и покою, свое эго, свою инертность.
А трудности… Важно психологически быть готовым к тяготам и лишениям экспедиции, тогда и физически легче переносить боль и страдания.
— Что чувствует слабая городская женщина, ступая на тропу, ведущую к вершине?
— Сначала это похоже на увлекательное путешествие в интересной компании, особенно если есть кому нести твой рюкзак. Прогулка по сказочному экваториальному лесу на Килиманджаро до первого лагеря или прогулки по Чегету в Приэльбрусье — обычная прогулка с хорошей физической нагрузкой, когда преобладают ощущения красоты, удовлетворения, приятной усталости. Приблизительно на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря мой организм начинает остро чувствовать проявления так называемой горной болезни. Кстати, например, на Килиманджаро на высоте 2700 м висит плакат с запретом для дальнейшего подъема детей. А у нас школьники на вершину Эльбруса бегают…
Влияние гипоксии на организм человека, живущего в долине, проявляется в разных формах. Хорошо помню предыдущую гималайскую экспедицию. На второй день пути вышли в Намче-Базар на 3440 м. К вечеру появились сильные головные боли, рвота, слабость, учащенное сердцебиение, опухли лицо и конечности — вот далеко не полный набор «прелестей», которые пришлось испытать. Мне это все было знакомо по предыдущим экспедициям, поэтому надо перетерпеть и пройти процесс акклиматизации на высоте. Дальнейший подъем в горы сопровождается усилением неприятных ощущений.
— Светлана, вы выполняете роль медика в экспедиции. Часто ли приходилось использовать медицинскую аптечку?
— Нечасто. Ежедневно контролируем кровяное давление, пульс, общее состояние участников. Дело в том, что даже опытному альпинисту непросто ощутить ту грань, когда горная болезнь начинает перетекать в отек легких или отек мозга. Восходитель терпит и переносит боль, а оказывается, что надо срочно сбрасывать высоту. Это единственный верный способ избежать беды.
Но главная проблема предстоящего восхождения нашей экспедиции — очень ограниченное время для акклиматизации. Восхождение будет проходить в хорошем, но напряженном темпе, поэтому наряду с погодой главной проблемой на пути к вершине может стать гипоксия. Основное условие подъема заключается в плавном наборе высоты с жестким соблюдением режима питания. Не следует забывать, что на экстремальных высотах альпинист должен не только жить, но и преодолевать технически и физически сложные участки горного рельефа.
По поверью, бытовавшему в Кыргызстане, на вершинах гор живет злой дух женского пола — тутек, который и поражает этой болезнью, так что берем помады и бусы. Ну а если серьезно, то новичкам, которых в экспедиции половина, надо жестко следовать экспедиционной дисциплине и выполнять все правила акклиматизационной подготовки.
— Айленд-Пик расположен не в самом благополучном, с точки зрения эпидемиологической обстановки, месте — в Непале. Какие выводы сделали после предыдущей экспедиции?
— В свое время для проведения африканских экспедиций мы сделали прививки от желтой лихорадки. Препараты от малярии не берем, хотя знаем, что в низменных районах страны это заболевание присутствует. В горах москиты не летают. В Непале необходимо соблюдение жестких правил поведения и личной гигиены. Ни в коем случае не употреблять ни для каких целей воду, за исключением разлитой в бутылки в заводских условиях. Фрукты, овощи требуют хорошей тепловой обработки.
Теперь о солнышке. Солнце в зените и жара требуют соответствующих защитных мер. Солнечные лучи, многократно усиленные при отражении от снега и льда, — это уже серьезная проблема. Без специальных очков недолго и до ожога роговицы. Не стоит экономить и на защитных кремах. Знаю по опыту: в условиях жесткого солнечного излучения обычные кремы, пригодные для лежания на пляже, не годятся.
— У горовосходителей, наверное, особая диета, позволяющая сохранить силы и здоровье?
— Во-первых, приходится много пить, 3—5 литров в день. Лучше воду и соки. Эта жидкость обязательно должна выходить из организма, иначе развивается отек. И здесь любые средства хороши, вплоть до мочегонных препаратов.
Ничего жирного и соленого, желательна пища с низким содержанием протеинов. Чай без кофеина, кофе соответственно. Пища должна быть богата карбогидратами. Разумеется, исключается алкоголь. Приветствуются в разумных количествах витамины, орехи, курага, свежие фрукты и овощи.
— Некоторые считают, что экспедиция выбрала не самое удачное время для восхождения — весенний период. Это как-то может повлиять на ее ход?
— Восхождение будет проходить до начала сезона муссонов. В это время взойти на вершину в Гималаях полегче. С другой стороны, зима в этом году в Северном полушарии выдалась снежная, что может в корне изменить обычные условия восхождения, увеличить техническую сложность и привлекательность вершины.
Но мы не случайно выбрали это время для восхождения. Нам хотелось бы поднять белорусский флаг на вершине в канун Дня Победы.
Напомню, мы проводим усиленные тренировки в Беларуси. Например, тренируемся на склоне крутого обрыва в Чижовке. Склон имеет уклон 55—60 градусов и является вполне приемлемым вариантом для наших упражнений. Думаю, такая подготовка поможет преодолеть ключевой участок в Непале, от прохождения которого будет зависеть успех подъема, предвершинный гребень высотой 200—300 м с крутизной склона 60—65 градусов. Также мы бегаем на лыжах — совершаем «броски» на длинные дистанции, плаваем и закаляемся в проруби, короче говоря, ведем здоровый и активный образ жизни.
— А насколько вообще важен фактор погоды для восхождения?
— Я бы поставила его на первое место среди факторов успеха. Непогода — это смертельная опасность на горе. Ночевка в условиях низких температур на склоне чревата трагедией. Опустившийся туман, снежная буря, внезапная оттепель создают реальную опасность заблудиться, сорваться со склона, упасть в трещину или попасть под лавину.
— Почему восхождение планируется ночью?
— Мы планируем выйти из передового лагеря в два часа ночи. Это обычная практика горовосхождения. Дело в том, что выход на вершину требует преодоления, как правило, значительного перепада высот, а для этого нужно время. Необходимо успеть засветло вернуться в лагерь. Поэтому существуют жесткие временные пределы, при наступлении которых следует поворачивать вниз, даже если ты в ста метрах от вершины.
— Как относятся к вашему увлечению семья, знакомые?
— По-разному. Родители волнуются и не всегда одобряют. Дети переживают, но в душе гордятся. Супруг же всегда рядом. Знакомые — в основном с интересом. Кто-то с непониманием, мол, «каждый сходит с ума по-своему», кто-то вопрошает «зачем тебе это надо?», кто-то поддерживает.
— Материальная сторона такого вида активного отдыха влияет на увлечение?
— Понимаете, восхождение на высшие точки континентов — удовольствие дорогое. Но цель проекта «Семь вершин» — привлечь внимание к альпинизму как к доступному обычному жителю городов активному виду отдыха, способствовать популяризации идеи здорового образа жизни в обществе. А для этого нужны именные вершины. Но мы не ставим своей целью вовлечь каждого в экспедицию на высшую точку континента. У любого человека должен быть свой Эверест. А горный треккинг или восхождение в Крыму, на Кавказе, Алтае вполне по карману нашим гражданам. Даже неделя на Эльбрусе обойдется дешевле, чем неделя на пляже в Крыму.
— Ваше увлечение как-то помогает в обыденной жизни, бизнесе?
— Конечно. Твердость характера и сила воли — не худшие качества и для женщины. Да и осознание того, что мы созданы не только для стирки, уборки и работы на кухне, позволяет относиться к себе с большим уважением. Кстати, образ сильного мужчины формируется уже по-другому. Здесь, как говорят альпинисты «внизу», ты можешь воображать себя суперменом на ресторанной вечеринке, но хватит ли у тебя мужества, сил, самообладания, характера для того, чтобы сохранить лицо в сложной ситуации? Для меня настоящий мужчина — тот, кто обаятелен, умен и галантен в повседневной жизни, но за чьей спиной можно спрятаться в сложной ситуации.
Что касается бизнеса, то испытываю на себе продаваемую косметику. По-моему, не подводит (улыбается).