Профессия воспитателя в детском саду считается традиционно женской, мужчин в ней — по пальцам перечесть. Выпускник Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка Сергей Рико — из них.
После окончания учебы он пришел работать в детский сад №226 г. Минска. Шаг не совсем обычный для молодого мужчины. «Знаю, что многие считают это не мужским делом, но меня стереотипами не напугаешь!» — улыбается Сергей. Он сам из семьи педагогов, считает эту работу своим призванием и признается, что очень любит детей. «Работать с ними всегда интересно. Почти каждая минута рядом с детьми несет невероятное количество эмоций. Тут не заскучаешь! — рассказывает молодой человек. — Каждый на твоих глазах и с твоей помощью познает мир, становится личностью. Это увлекательный и сложный процесс, и роль воспитателя здесь очень важна. Дети впитывают каждое твое слово как губка, и у них в этом возрасте фантастическая память. Знаете, как приятно, когда даже спустя полгода они цитируют тебя, причем слово в слово?»
Многие считают, что ничего сложного в этой работе нет. Сергей Рико в корне не согласен с таким мнением. Работа эта очень непростая, требует большого запаса жизненных сил и энергии, к тому же воспитатель несет ответственность за жизнь каждого ребенка, а это не шутка. Правда, есть и моменты, которые нашему герою не совсем по душе, хотя от них и не уйти.
«Очень много приходится писать, — чистосердечно признается Сергей. — Я работал в двух группах одновременно: в средней и старшей. В средней 25 детей, в старшей — 21. Помимо того, что нужно писать планы развивающих занятий, раз в месяц необходимо посетить каждого ребенка на дому, посмотреть, в каких условиях он живет, как себя чувствует в семье, и потом написать отчет об этом посещении. Представляете, сколько бумаги мы исписываем?!»
Но самый большой минус — это зарплата, которая составляет 450-500 тыс. руб. в месяц. Понятно, что одной любовью к детям сыт не будешь, к тому же у Сергея уже появилась семья. Так что же — не мужское это занятие и в самом деле?
Да нет же! «В мире уже поняли, что мужчина в детском саду просто необходим. Ведь зачастую случается так, что наши дети получают лишь женское воспитание. Очень много неполных семей, где ребенка воспитывает одна мать, — запальчиво утверждает Сергей. — А если отец и есть, то часто он почти не принимает участия в воспитании своего ребенка. Хорошо, если перед самым сном перебросится с сыном или дочкой парой слов и поцелует ребенка на ночь. И не всегда его можно в чем-то обвинить: он зарабатывает деньги для семьи. Поэтому современные мальчики с ранних лет перенимают женскую модель поведения. Они видят этот мир глазами женщины, подражают ее поведению, у них начинает формироваться соответствующий склад ума»…
И ведь он прав. Издавна считалось, что, воспитание мальчиков — не женское занятие. И мы даже не будем сейчас брать древнюю Спарту, где сыновей в раннем возрасте отделяли от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Но ведь так считали, к примеру, и в близкой нам России. В дворянских семьях с самого рождения за мальчиком ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к 6—7-летним приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок», герою которого всего шесть лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.
Да и в современном мире, например, в Японии, в соответствии с законами в каждом детском саду число воспитателей-мужчин должно составлять не менее 25%. А в США, Финляндии, Германии, Дании и некоторых других странах в детских садах, как правило, в группе на 15—20 детей — 3 воспитателя, один из которых мужчина. И зарплата, которую тот получает, не заставляет его краснеть.
Так что надо что-то менять в нашей системе образования, уверен Сергей Рико. Поэтому он пошел учиться в Академию последипломного образования по специальности «менеджер в сфере образования». «Там учат мыслить системно, не с позиции рядового воспитателя или учителя, а поднявшись над ней. Это позволяет видеть проблемы с другого ракурса и эффективнее проводить их коррекцию», — объясняет молодой человек. Конечно, управленцем нужно родиться. Не каждый способен руководить, даже получив соответствующее образование. Но, кажется, амбиций и энергии Сергею Рико не занимать.