ВИКТОР КОВАЛЕВ: «НАС ВСЕМ КУРСОМ ИЗ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕВЕЛИ В ВЕРТОЛЕТЧИКИ…». 21.by

ВИКТОР КОВАЛЕВ: «НАС ВСЕМ КУРСОМ ИЗ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕВЕЛИ В ВЕРТОЛЕТЧИКИ…»

11.03.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


В 1951 году советское правительство включило вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной

География перемещений полковника Виктора Ковалева для военного человека очень короткая. Сначала служил в Саратовской области в Пугачеве, потом были Сызрань, Витебск, Минск. Профессиональное движение еще короче: подготовка вертолетчиков в Сызранском училище и руководство аэроклубом в Беларуси.

— Виктор Николаевич, вы видели себя летчиком-истребителем, но оказались наставником вертолетчиков. Чем вызван такой поворот событий?
— Военную присягу принял 5 декабря 1955-го в Павлодаре в 24-й военной авиационной школе первоначального обучения летчиков (ВАШПОЛ). Там освоил Як-18. Когда встал вопрос: «Куда идти дальше — в истребители, бомбардировщики, транспортную авиацию?» — мне предложили учиться во Фрунзе. В 1956-м году стал курсантом Фрунзенского авиационного училища, что вполне совпало с мечтой летать на истребителях. О другом развитии событий тогда и не предполагал, хотя история Фрунзенского училища наглядно передает коллизии тех лет. В 1941-м году в Киргизию была эвакуирована Одесская авиационная школа пилотов. Кстати, в числе эвакуированных была и семья дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Впоследствии, в 1947-м году, школа была переименована во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. В этом училище в 1956-м году я начал летать на самолете Як-11. МиГ-15 мне пришлось только однажды запустить на практических занятиях. На этом самолете должен был выпускаться, но тогда появились новые веяния: авиационные училища, воинские части подверглись реорганизации и сокращению. На улицу были выброшены тысячи офицеров военной авиации.
Однажды практические занятия в нашей группе прервал посыльный:
— Распоряжение начальника училища: всем собраться в гарнизонном клубе.
Там и объявили, что училище расформировывается. В армии тогда служили три года, а я уже проучился два с половиной. Могли просто уволить, но предложили: «Выбирайте: кто хочет, будет переведен в вертолетное училище, остальные пойдут на «гражданку». Не помню, чтобы кто-то из курсантов отказался от дальнейшей учебы. К слову, в числе немногочисленных выпускников Фрунзенского училища — космонавт Андриян Николаев, он выпускник в 1954-го года.
— Однако училище во Фрунзе не ликвидировали. В 1956-м оно было переориентировано на подготовку пилотов для дружественных развивающихся стран, а в 1959-м реорганизовано в 5-е Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров. C 1957 по 1992 годы в училище и на курсах было подготовлено 21682 человека из 54 стран по 110 авиационным специальностям. А куда из Фрунзе направили вас?
— Наш курс всем составом — в Саратовскую область, в город Пугачев, переучиваться на вертолетчиков. Существование Пугачевского училища — эпизод, иллюстрирующий стремительное развитие авиации. Его история берет свое начало с Саратовской военной авиационной школы пилотов, сформированной в марте 1940 года. Великая Отечественная война потребовала подготовленных пилотов-планеристов для выполнения специальных заданий в тылу противника, и в 1941-м школа пилотов преобразуется в планерную школу. После войны школу перебазируют в Пугачев и переименовывают в авиационное планерное училище ВДВ. В 1952 году это уже 160-е военное училище летчиков. Оно должно было готовить пилотов на истребители-бомбардировщики, но с 1953 года переходит на освоение принципиально нового вида авиационной техники — вертолет.
Затем училище перебазируется в город Сызрань Самарской области, и с 1963 года именуется Сызранским военным авиационным училищем летчиков. С 1966-го училище переведено в статус высшего.
В конце 50-х нас в Пугачеве обучали молодые вертолетчики-инструкторы, практически ровесники.
— Известно, что успешное применение американцами десантно-транспортных вертолетов Сикорского во время войны в Корее заставило советское правительство ввести вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной. 5 октября 1951-го Совет Министров СССР принял Постановление №3821-1749сс «О серьезном отставании в области создания вертолетов», в котором Министерство авиационной промышленности, главного конструктора Миля обязали спроектировать и построить десантно-транспортный вертолет...
— Прототип вертолета — геликоптер — разрабатывался еще до войны. В 1950 году были завершены государственные испытания вертолета Ми-1, созданного ОКБ под руководством Михаила Леонтьевича Миля. С 1952 года Ми-1 начали серийно выпускать на Казанском вертолетном заводе. С тех пор вертолеты заняли значительную нишу в авиации. Их главным достоинством является маневренность: вертикальные взлет и посадка, зависание в воздухе, полет «задом наперед». Вертолет может приземлиться и взлететь в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолеты могут перевозить груз на внешней подвеске. К их недостаткам, по сравнению с самолетами, можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива.
В вооруженных силах вертолеты применяются для переброски войск, боеприпасов и обеспечения, контроля над операцией, для связи, разведки, корректировки артиллерийского огня, поиска и уничтожения наземных и воздушных целей, подводных лодок, высадки десанта, охраны…
— Введение нового вида авиационной техники потребовало подготовки большого количества специалистов — вертолетчиков и техников. Вы чувствовали себя в центре событий?
— Конечно, понимал, что принимаю участие во внедрении нового вида авиации. С отличием закончив Пугачевское ВАУЛ в 1958 году, попал в группу летчиков-инструкторов, оставленную для обучения нового набора курсантов. После принятия решения о перебазировании Пугачевского училища в Сызрань туда перегнали именно наш молодежный полк на вертолетах Ми-1. На его базе был сформирован летно-инструкторский состав училища. Мы отрабатывали с курсантами не только практические навыки пилотирования, но и готовили из них авиационных командиров.
— То, что пришлось плечом к плечу много лет служить рядом с одними и теми же людьми, — плюс или минус?
— Мы все, выпускники 1958-го, были «детьми войны», знали боль от потерь родных, горечь сиротства. Можно сказать, что у нас образовалось своеобразное братство. Я родился в селе Безопасное Ставропольского края в 1938-м. Отца практически не помню. Рядовой, пехотинец Николай Ковалев, пропал без вести. До сих пор храню единственную реликвию — письмо отца, датированное 16.03.43, полевая почта 13286. До войны он работал в МТС механиком, кузнецом. Я вместе с мамой пережил оккупацию. Как говорится, ходил под Богом. Помню, мне было года четыре, и я однажды заметил, как немец открыл чемодан, а там — разноцветные куски. Думал, что-то съедобное, схватил — и бежать. Мать как увидела — забрала и выбросила. Кричала, что если узнают, застрелят за этот кусок мыла. Может, так и было бы. Но мне повезло.
Нас, летчиков-инструкторов Виктора Ковалева, Александра Носова и Юрия Евсеева, в Сызранском училище называли «три брата». Вместе учились, потом обучали курсантов. Но судьба сложилась по-разному. Александр Носов погиб в 1968-м. Был в звании капитана, уже в академии учился. Для выполнения плановых занятий перелетал с курсантом с одного учебного аэродрома на другой. У вертолета отказало управление. Саша дал курсанту команду прыгать, тот растерялся. Инструктор вытолкал парнишку, а когда сам выпрыгнул, высота уже была маленькая, и винт его порубил. Курсант же остался цел. Юрий Евсеев, как и я, потом перешел в ДОСААФ, в Кемерово перебрался.
— До сих пор Сызранское училище остается единственной учебной базой для подготовки вертолетчиков, теперь уже в России.
— Да, можно сказать, что все вертолетчики «родом» из Сызрани. В моей трудовой книжке первая запись: «летчик-инструктор части c 01.1959 года» и заканчивается сызранский период обучения вертолетчиков записью «командир эскадрильи 11.1977 (в/ч15566)». Такое постоянство в офицерской службе, наверно, — редкий случай. Почти восемнадцать лет на одном месте. Но я не ощущал застоя: требования и нагрузки были очень серьезные. Кроме того, военный городок номер один — базовое месторасположение училища, своего рода иллюстрация исторической преемственности. На его территории некогда располагался 179-го пехотный Усть-Двинского полк Русской армии. Когда мы начинали, для Сызранского училища были переоборудованы добротные казармы и конюшни, сохранившиеся с тех времен. Конечно, многое изменилось с 60-х, сейчас СВВАУЛ — современное военное учебное заведение. Но историческая и воинская преемственность сохраняется. Недавно узнал, что на территории училища восстановлена бывшая полковая церковь 179-го пехотного Усть-Двинского полка — ныне церковь Иоанна Воина. За шесть с лишним десятилетий СВВАУЛ подготовило около 17 тысяч летчиков. 37 из них стали генералами, 25 — Героями Советского Союза, 19 — Героями России, более 900 получили высокие награды за боевые действия в Афганистане…

(Продолжение следует).

Наталья САЛУК
 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 1951 году советское правительство включило вертолетостроение в число трех приоритетных программ, наравне с атомной и ракетной География перемещений полковника Виктора Ковалева для военного человека очень короткая. Сначала служил в Саратовской области в Пугачеве, потом были Сызрань, Витебск, Минск.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика