Им не нужны фомки для взлома дверей квартир, где деньги лежат. Они не нуждаются в оружии, чтобы запугать своих жертв. И маски этим представителям преступного ремесла ни к чему. Мошенники всегда в криминальном мире считались элитой, которая действует с определенной долей артистизма, играя на человеческих слабостях и пороках, добиваясь желаемого только словами, в нужный момент и в удобной ситуации сказанными. Вот и в пучине объявленной войны с коррупцией они нашли свою золотоносную жилу, которую небезуспешно разрабатывают.
Громкие дела о взяточниках, на фоне постоянных заявлений о бескомпромиссной борьбе по искоренению сего зла в Беларуси, на определенную часть нашего общества производят обратный эффект. Примерно такой: «Да в этой стране берут все! Надо только знать, кому дать и сколько, и тогда можно решить любую проблему».
Главное — найти нужного человека, который подскажет, сведет или передаст конверт с купюрами. Впрочем, зачастую он сам находится и предлагает свои услуги, между делом называя фамилии и должности чиновников, в кабинеты которых он вхож. Деньги берет, проходит время, а вопрос-то не решается…
«А он и не мог быть решен, ибо в данном случае речь идет о подстрекательстве к даче взятки, — говорит заместитель начальника отдела по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры г. МинскаСергей Исаченко. — В соответствии с частью 5 статьи 16 Уголовного кодекса Беларуси, подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. Как правило, и наша статистика об этом свидетельствует, происходит обыкновенное мошенничество. Преступник рассчитывает, что обманутый им потенциальный взяткодатель не обратится в правоохранительные органы, ибо дача взятки тоже является уголовно наказуемым деянием. Но не все, скажем так, «потерпевшие» молчат…»
Справка «Белорусских новостей». В 2009 году в Минске было выявлено 510 преступлений коррупционной направленности, что на 135 больше, чем в 2008 году. Преступлений, связанных с взяточничеством, зарегистрировано 202, из них 151 — о подстрекательстве к даче взятки. По 45 уголовным делам о подстрекательстве предварительное расследование окончено, из них 43 по обвинению 51 человека направлены в суды, два дела в отношении двух лиц прекращены.
«В подобных историях взяткодатель остается трижды обманутым, — продолжает Сергей Исаченко. — Во-первых, его проблема не решена. Во-вторых, деньги, переданные подстрекателю, пропали: их присвоили и растратили, либо они конфискуются в доход государства. В-третьих, взяткодатель сам нарушил закон и должен ответить. Правда, закон идет навстречу лицам, в отношении, которых имело место вымогательство взятки, а также тем, кто после дачи взятки добровольно признался в содеянном. В этих случаях предусмотрено освобождение от уголовной ответственности. Но, согласитесь, овчинка выделки не стоит: люди, пытавшиеся решить свои проблемы с помощью мошенника, в итоге теряют время, нервы и деньги, которые могли бы заработать. Только представьте: очные ставки, допросы, участие в других следственных и судебных мероприятиях… Особо следует отметить то, что подстрекатели к даче взятки могут использовать различные способы воздействия на своих жертв: уговоры, угрозы, внушение и так далее. Однако воля человека, которого толкают на преступление, остается не парализованной, свобода выбора всегда за ним».
Подстрекатели к даче взятки, как и прочие аферисты, находят своих жертв в самых проблемных сферах нашей жизни. Судя по уголовным делам последних лет, самыми «востребованными» подстрекатели были в решении следующих проблем минчан:
- Возврат прав на управление автомобилем, владельцы которых были их лишены за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Это безграничное поле для «сбора» денежного урожая жуликами: ежедневно пьяными за рулем в столице попадаются от 10 до 20 минчан. Цена вопроса — от нескольких сот долларов до тысячи.
- Жилищная проблема. Уголовных дел не так много, но суммы совсем другие — начиная от полутора-двух до шести тысяч. Особенностью таких криминальных историй является то, что потерпевшего взяткодателя могут «доить» на протяжении многих месяцев, постоянно повышая ставку.
- Освобождение от уголовной ответственности. Очень выгодная для подстрекателей тема. Обрабатывают они в основном родственников людей, оказавшихся под следствием и находящихся в СИЗО. Хорошо здесь срабатывает фраза: «Лучше сегодня дать немного следователю, чем завтра в десять раз больше судье». А когда это говорит человек при положении? Именно за подстрекательство к даче взятки должностным лицам правоохранительным органов был осужден на пять лет депутат Минского городского Совета депутатов Владимир Карунас. В обмен на шесть тысяч долларов он обещал свободу родственнику взяткодателей.
- Производственно-служебная деятельность, связанная прежде всего с делами предпринимательскими. Получить заказ от государственного предприятия — мечта многих руководителей частных компаний. Прокуратура Первомайского района Минска недавно возбудило уголовное дело в отношении руководителя фирмы, который подстрекал бизнес-леди к даче взятки чиновникам Белорусской железной дороги, которые якобы за 1800 долларов согласились «благоприятно решить вопрос» о заключении с ней договора на поставку электротехнической продукции.
При забюрократизированной до предела административной системе управления экономикой вполне резонно желание решить все вопросы сразу в одном месте, пусть и за деньги. В настоящее время прокуратурой Центрального района белорусской столицы расследуется одно из самых крупных по сумме подстрекательских дел. Речь идет о 250 тысяч евро, которые должны были якобы помочь двум бизнесменам получить лицензию на право осуществления игорной деятельности. Одним из фигурантов по этому делу проходит известный белорусский тренер по боксу.