Согласно данным Белорусского штаба партизанского движения, которые ныне приводятся в официальных источниках, с июня 1941 по июль 1944 года партизаны подорвали и пустили под откос свыше 11 тысяч железнодорожных эшелонов противника. Означает это и то, что кроме военнослужащих Вермахта, в катастрофах погибли тысячи железнодорожников из Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Польши, Словакии. В большинстве это были гражданские лица.
У кого-то из них служба в системе Deutsche Reichsbahn (DRB — Германская имперская железная дорога) была добровольной, у кого-то нет, но в любом случае не имелось свободы выбора маршрутов. Члены поездных бригад не могли заявить: «Наш профсоюз рекомендует воздержаться от участия в рейсах по территории Ostland, а в особенности Weisruthenian — Белоруссии, потому что это связано с риском погибнуть при диверсии».
Факты гибели на территории Белоруссии гражданских лиц из стран Западной Европы подтверждаются моими документальными находками в белорусских архивах. Обшаривая трупы на месте очередной железнодорожной диверсии или обыскивая живых перед неизбежным расстрелом, партизаны добывали личные удостоверения, письма и фотографии. Затем эти бумаги, как правило бесполезные с военной точки зрения, оседали в буквальном смысле мертвым грузом в разведотделах партизанских штабов. Один из таких трофейных документов сейчас лежит передо мной на архивном столе: удостоверение служащего Германской имперской железной дороги Германа Гартнера — Deutsche Reichsbahn Dienstausweis Hermann Gartner (Gärtner).
Внук погибшего на войне белорусского партизана, я не рыдаю над немецким железнодорожником Германом Гартнером, который был убит в зоне действий Полесского партизанского соединения. Он пришел на нашу землю с армией оккупантов, и такова была его судьба.
Не ужасают меня и списки потерь работников немецкого ремонтного поезда, который действовал на отрезке пути между Минском и Оршей (оригинал документа оккупационной администрации):
Ну, подумаешь, 21 января 1943 года пропал без вести (vermissten) некий железнодорожный строитель Николаус Ламберт, уроженец Саара… Однако спустя 67 лет возникает некое внутреннее беспокойство, когда видишь сведения личного характера: «женат, 8 детей». Надо бы сообщить потомкам Николауса Ламберта, Германа Гартнера и тысяч им подобных о месте и времени гибели предков, показать соответствующие документы…
Лично у меня нет претензий к внукам Гартнера и Ламберта. Была 65 лет назад Потсдамская конференция, был Нюрнбергский процесс, были репарации от поверженной нацистской Германии. И если сегодня внуки Гартнера и Ламберта захотят приехать в Беларусь, то предлагаю программу их визита из двух пунктов:
1). Вместе идем в архив и знакомимся с документами военных лет;
2). Вместе едем к предполагаемому месту крушения поезда, садимся на траву возле железнодорожной насыпи и поднимаем поминальные стаканы — гарэлка и schnaps — за души наших предков.
На этом «расчеты» будут окончены!
Но, оказывается, не все придерживаются подобной точки зрения. В эти дни средства массовой информации распространяют сообщения о том, что некоторые организации требуют выплаты компенсации в 445 миллионов евро от современного немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Это предприятие называют преемником Deutsche Reichsbahn — Германской имперской железной дороги времен нацизма, которая занималась транспортировкой людей в концлагеря.
Спустя 65 лет после окончания Второй мировой войны объявились эксперты, которые проводят скрупулезные вычисления в том плане, что «Deutsche Reichsbahn получала от властей Третьего Рейха по два пфеннига (12 евроцентов) за каждый километр перевозки, следовательно, минимальная прибыль концерна за них составила около 445 миллионов евро; при этом реальная сумма прибыли железнодорожного оператора намного больше, так как значительная часть информации о перевозках документально не фиксировалась».
Когда речь заходит о сотнях миллионов истребуемых евро, то недостатка в экспертах не бывает…
Но вот о чем следовало бы задуматься. Если эта кампания затеяна в русле взаимопонимания и примирения, то движение навстречу должно быть обоюдным, должны быть «встречные перевозки». Если говорить всю правду о войне, то надо бы вспомнить и погибший гражданский персонал Deutsche Reichsbahn. Надо говорить не только «дайте», но и «возьмите» — возьмите сведения о ваших жертвах в той давней войне.
Вот почему эту публикацию, посвященную немецкому железнодорожнику Герману Гартнеру, одному из многих, я прошу расценивать как минимально-символический жест доброй воли со стороны гражданина Республики Беларусь.
Рассказ о гражданских лицах из Германии и других стран Западной Европы, которые в годы Второй мировой войны погибли или без вести пропали на территории Белоруссии, будет продолжен. Вот, например, удостоверение попавшей в руки партизан медсестры Лилли Кантель (Lilli-Hanna Kantel) из Данцига.