КАК ИСКАТЬ РАБОТУ. Великие комбинаторы. 21.by

КАК ИСКАТЬ РАБОТУ. Великие комбинаторы

27.04.2010 10:01 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Говорят, Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов обмана доверчивых граждан. Как показывает практика, на нашем рынке труда имеются свои Великие Комбинаторы. Какие методы используют недобросовестные работодатели? Как не попасться на "липовые" вакансии? На что обращать внимание при изучении объявлений?

Великие комбинаторы

Как искать работуСравнительно честные способы
Майя Чурилова, специалист по подбору персонала консалтинговой компании "КВАДРАТ" рассказала о том, какие варианты недобросовестных предложений встречаются на рынке труда. "Некоторые компании наживаются на "бесплатном труде" соискателей. На собеседовании кандидату предлагают в качестве тестового задания выполнить какую-либо работу (написать рекламную статью, перевести текст, сделать баннер или макет брошюры, составить детальный бизнес-план и пр.). После предоставления такого материала следует отказ по причине его непрохождения по конкурсу. Через некоторое время соискатель может обнаружить свой материал, опубликованный в Интернете. Также очень часто предлагают удалённую работу в сети на дому (например, по написанию, корректуре или редактированию текстов). Соискателей подкупает тот факт, что присутствие в офисе необязательно и можно свободно распоряжаться своим временем. Однако чаще всего это значит, что офиса попросту нет, как нет и обязательств перед соискателем. Существуют компании, которые зарабатывают на текучке кадров. Они обычно ссылаются на кризис и кормят обещаниями о хорошей зарплате и официальном оформлении".

Моя подруга Полина, которая одно время работала в довольно известной белорусской компании по продвижению сайтов, рассказала о методе, который активно использовали в их конторе. "Нам постоянно требовалось большое количество так называемых копирайтеров. Причем, это совсем не те специалисты, которые в рекламных агентствах сочиняют громкие слоганы и продумывают кампании по продвижению каких-то продуктов. По сути, это чернорабочие "от пера". Они пишут по 10 статей в день про пластиковые окна, шкафы-купе, железные двери и т.д. Потом эти материалы никто не читает, они нужны только для поисковых роботов. В общем, задача несложная, и справиться с ней может любой человек, способный связать пару слов. В штат мы этих копирайтеров не брали, работали с ними удаленно. На каждого контент-менеджера, вроде меня, приходилось по 5 таких специалистов. Причем, даже собрав свою базу "бандерлогов", как мы их называли, мы не убирали объявление об открытой вакансии. Новые люди, попавшиеся на такую работу, присылали нам свои тестовые задания. Мы говорили: "Прекрасно. Будем иметь вас в виду. Когда появится настоящий заказ, мы с вами свяжемся". Но шутка в том, что их тестовое задание и было настоящим заказом, который они бесплатно для нас выполняли. Сейчас я в той конторе уже не работаю. Но думаю, что подобная практика процветает до сих пор".

Иногда отчаявшиеся соискатели принимают решение обратиться за помощью к профессионалам рынка. Но и здесь можно нарваться на сравнительно честный способ обмана. Дело в том, что в этой отрасли работают 2 разных вида компаний. "Сейчас на рынке действует довольно большая категория фирм, которые предоставляют населению информационные услуги по трудоустройству. Причем, за свои данные они берут деньги именно с соискателей, тогда как услуги настоящих кадровых агентств оплачивает заказчик, то есть работодатель, - поясняет Татьяна Бас, специалист по подбору персонала КА "Евробаст-контакт". - Схема работы подобных организаций следующая: не имея прямых контактов с работодателями, они просто изучают Интернет и передают людям, заключившим с ними договор, найденные там адреса и телефоны компаний, которым нужны специалисты. Информация эта зачастую не проверена. Там могут быть контактные данные фирм, которые уже подобрали персонал или в принципе не искали. И я знаю, что многие люди уже не раз обжигались на сотрудничестве с такими фирмами. В результате у соискателей создается негативное мнение о работе всех кадровых агентств".

Зона риска
Словом, на рынке труда все не так чисто и прозрачно, как того хотелось бы соискателям. И все же руки у местных Остапов не такие уж и длинные. Захватить весь рынок они не могут и концентрируются лишь в некоторых областях.
"Список вакансий, которые "открывают" обманщики, не так уж велик, - отмечает Майя Чурилова. - Среди них не найдётся хирургов, юристов и других высококвалифицированных работников. Аферисты специализируются на профессиях и должностях, не требующих профильного образования и специальных навыков. Например, в "зоне риска" находятся оператор ПК, наборщик текстов, личный помощник руководителя, переводчик, менеджер по туризму, распространитель БАД/косметики, изготовитель плитки, пуговиц на дому и другие".
Получается, что больше всех рискуют нарваться на мошенничество именно начинающие карьеристы. Опытные специалисты, которые претендуют на более высокие должности, могут чувствовать себя спокойно. Провернуть какую-нибудь из описанных выше махинаций с топ-менеджером или опытным бухгалтером крайне сложно. А вот молодые люди, еще неискушенные в вопросах трудоустройства, зачастую попадаются на удочку к недобросовестным работодателям. Можно ли обнаружить подвох еще на стадии изучения вакансии?

Пристальный взгляд
Само объявление об открытой вакансии несет в себе множество полезной информации, проанализировав которую можно отсеять сомнительные варианты. Майя Чурилова выделяет те нюансы, на которые следует обращать пристальное внимание: размытые требования к соискателям (т.е. минимальные профессиональные навыки), месторасположение организации (работа на дому должна настораживать), платные услуги для соискателей (серьёзные компании денег с соискателей не берут).
"При изучении объявления о вакансии кандидату в первую очередь надо обратить внимание на название компании. Возможно, указан сайт, на котором можно получить дополнительную информацию. Это очень хороший признак. Также стоит проанализировать размер предлагаемой зарплаты. Для этого можно провести небольшое исследование по рынку труда и собрать информацию о средних зарплатах в отрасли. Следующий важный параметр - это необходимый опыт. Серьезная компания всегда выдвигает конкретные ключевые требования по опыту на определенную позицию. Непосредственно на собеседовании стоит очень внимательно оговорить с нанимателем должностные обязанности и компенсацию, выяснить и обсудить все социальные гарантии. Любой соискатель в принципе может самостоятельно проверить информацию о работодателе. Существуют форумы, где обсуждаются компании, особенно крупные и достаточно известные. Должно насторожить отсутствие упоминаний об организации в Интернете. В конце концов, должна встретиться хотя бы регистрационная информация о компании нанимателя".

Эти простые меры предосторожности помогут выявить сомнительные предложения. Однако порой даже за безупречными объявлениями скрываются "несуществующие" вакансии. Довольно часто серьезные и солидные компании публикуют объявления об открытых позициях, хотя в данный момент им сотрудники не нужны. По словам Майи Чуриловой, таким методом они пополняют свой трудовой резерв на случай острой необходимости в кадрах либо открытия новых проектов. Также это может быть мониторинг рынка труда на редких специалистов, для которых возможно и откроют новую вакансию. Изредка такой способ используется для изучения размера заработных плат у компаний-конкурентов. Подобная практика существует, однако ее нельзя назвать мошенничеством. В худшем случае кандидат просто потеряет время на прохождение собеседования. Однако возможно, попав в резерв, со временем получит весьма интересное предложение.

Настасья Бастова
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Какие методы используют сегодня недобросовестные работодатели? Как не попасться на "липовые" вакансии? На что обраща...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика