Выбирая столик в уютном кафе, нельзя быть до конца уверенным в том, что обед принесет пользу желудку...
На первый взгляд общепит сегодня способен удовлетворить вкусы самых взыскательных клиентов. Рестораны, кафе, бары, столовые предлагают блюда на любой вкус и кошелек. Только на Брестчине сейчас более 1.700 объектов общепита, готовых принять около 107 тысяч человек. Однако, выбирая столик в уютном кафе, нельзя быть до конца уверенным в том, что обед принесет пользу желудку. Проблема безопасности питания всплыла в очередной раз после вопиющего случая в детском саду Пинска, когда нерадивая работница кухни заразила сальмонеллезом почти сотню малышей.
Недавно проверки объектов общепита специалистами центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья прошли по всей стране.
— После ЧП в Пинске по постановлению главного государственного санитарного врача страны на Брестчине проверили 416 объектов общепита и торговли. Результаты неутешительны, — делает вывод заведующая отделом гигиены Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Людмила Брезовская.
К примеру, на 217 объектах нарушались условия и сроки хранения продукции, правила соблюдения работниками личной гигиены. Вызывало нелицеприятные вопросы санитарное состояние витрин и холодильников. Санитарные врачи области запретили к реализации более тонны испорченных продуктов. 237 работников «питательной» и торговой сферы оштрафованы на общую сумму более 58 миллионов рублей.
Впечатленные статистикой, вместе с заведующей отделением гигиены питания Барановичского зонального центра гигиены и эпидемиологии Татьяной Лазовской отправляемся на себе испытать плюсы и минусы общепита.
Первый объект нашего интереса — кафе «Старый друг» ООО «Вкусная планета», расположившееся на 214–м километре международной трассы Брест — Москва. Уютный небольшой зал в бежево–коричневых тонах, тихая музыка, богатый выбор блюд.
Но, окинув взглядом все многообразие предлагаемой еды, я обратила внимание на... подсохшие беляши, неаппетитной горкой лежащие под прозрачным колпаком. Работницы кафе подогрели их в микроволновой печи, однако объяснить, когда именно они были изготовлены, не смогли. Попробовать пирожок я не решилась: доверия не внушал даже его запах. Попросила принести так называемый бракеражный журнал. Любой покупатель, заплативший за продукцию, имеет полное право его посмотреть. По записям в журнале можно выяснить дату и время, когда была произведена продукция, увидеть оценку ее качества по пятибалльной шкале и подпись ответственного работника (к примеру, заведующего производством), сделавшего эту оценку. Однако журнал кафе последние шесть дней не заполнялся вовсе, что само по себе — нарушение санитарных правил...
Городской поселок Городище. Кафе «Бистро» Барановичского райпо. Здесь общепит «порадовал» клиентов по–своему. В час дня, когда самое время обедать, в ассортименте не было практически ни одного заявленного в меню блюда. Ни шницеля, ни тефтелей, ни гречки, ни пюре... Нам предложили лишь салат из свежих помидоров и все те же пирожки и беляши.
Опять нарушение, только здесь — не санитарных, а торговых правил.
Подумала: ну где–то же должны кормить качественно, вкусно и без нарушений? Может, в заводских столовых? Там все–таки ответственность перед постоянными клиентами...
В столовой завода железобетонных изделий на улице Фабричной в Барановичах витали вкусные запахи. Было тепло и уютно. Идиллическую картину портила только работница, разливавшая щи в тарелки. Специальная шапочка, которая должна была прикрывать волосы, болталась на затылке. И волосы могли свободно оказаться в чане с супом, в контейнере с котлетами, в емкости с гарнирами. Приятного, как говорится, аппетита...
— На всех предприятиях общепита разработаны программы производственного контроля за продукцией, но он или малоэффективный, или номинальный, — констатирует Татьяна Лазовская. — Хуже того, администрация учреждения общественного питания порой не только не осуществляет такой контроль, но и подталкивает работников к нарушениям. К примеру, заставляет продавать явно недоброкачественную продукцию. Вообще–то выполнение санитарных норм не зависит от доходности предприятия, условий, созданных на его кухне. Все завязано на человеке, на его порядочности и чистоплотности. Косынка на голове повара, чистая посуда, вымытые после посещения туалета руки — как раз из этой области.
Порой несоблюдение этих якобы мелочей выливается для клиентов в острые кишечные расстройства, сальмонеллез, а иногда и до дизентерии дело доходит...
Проблема внутреннего контроля объектов общепита и торговли — одна из самых наболевших. Недавно специалисты Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья разработали и утвердили в облисполкоме план дополнительных мероприятий по профилактике острых кишечных инфекций.
— Мы четко поставили задачи соблюдения санитарных норм и правил не только перед теми, кто обеспечивает питание детей в детских садах и школах, но и перед руководителями общепита, торговли и предприятий пищевой промышленности. Рекомендовали даже повторное обучение всего персонала. Пока не заработает внутренняя система контроля этих предприятий, о безопасности питания говорить не приходится, — уверена Людмила Брезовская.
Кстати, на другой день после нашего «клиентского» исследования в точках общепита были проведены настоящие проверки. В ходе их, кроме замеченных нами минусов, были выявлены нарушения температурного режима хранения продуктов, а также гигиенических требований. Штрафные санкции в отношении ответственных работников трех объектов составили 770 тысяч рублей.