1 мая в Шанхае открывается Всемирная выставка — парад стран и идей, настоящий парад планеты...
Если сегодня вас нет в Шанхае, то и на карте мира тоже нет. Это не журналистская гипербола, а констатация факта: 1 мая в Шанхае открывается Всемирная выставка — парад стран и идей, настоящий парад планеты. Будет на нем и Беларусь.
Всемирная выставка: страницы биографии
Что объединяет Эйфелеву башню в Париже и статую «Рабочий и колхозница» в Москве? Всемирные выставки. Инженер Густав Эйфель построил свою тогда весьма сомнительную, но впоследствии ставшую одним из символов Франции башню в 1889 году прямо у входа на территорию Всемирной выставки. Премьера «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной состоялась тоже в Париже на выставке 1937 года с главной темой «Искусство и технологии в современной жизни».
В некотором смысле именно технологии (новые и для своего времени даже революционные) породили Всемирные выставки. Первая прошла в 1851 году в Лондоне по личной инициативе супруга королевы Виктории принца Альберта. Тогда она называлась «Первая выставка промышленных товаров со всего света», и успех имела огромный. Сама королева Виктория побывала там трижды (не только из уважения к горячо любимому супругу), о ней с восторгом рассказывали побывавшие на выставке Чарльз Дарвин, Льюис Кэрролл и другие властители британских дум.
Первые ЭКСПО проходили нерегулярно и в основном в Европе, но в 1876 году выставку провели в Филадельфии, а в 1928 году было создано Международное бюро выставок — организация, которая и сегодня занимается их проведением.
Примерно до 1938 года основной темой Всемирных выставок была индустриализация — тогда человечество было буквально заворожено чуть не каждый день открывающимися новыми возможностями. Между прочим, телефон и телевидение дебютировали именно на ЭКСПО.
Начиная с нью–йоркской Всемирной выставки 1939 года с темой «Строим мир будущего» основной акцент сместился с технологий и инноваций в сторону культуры: после Второй мировой войны человечество активно искало общие точки соприкосновения (например, темой выставки 1949 года в Стокгольме стал «Спорт») и вело межкультурный и межнациональный диалоги.
После выставки 1988 года в Брисбене (Австралия) акцент сместился снова: теперь выставки стали чем–то вроде имиджевого и брэндового мероприятия, на котором каждая страна–участница старается показать себя с наилучшей стороны — создать свой положительный образ в глазах многочисленных посетителей и других стран–участниц. То есть если страна хочет мощно и громко заявить о себе, своей привлекательности и своем потенциале — нужно ехать на Всемирную выставку. Это на сегодняшний день лучшая площадка для создания национальной репутации.
На перекрестке Европы
Репутация — штука хотя и не материальная, но вполне осязаемая и весомая. Обрести ее нелегко, а ценность никакими деньгами не измерить. При создании павильона Беларуси (кстати, впервые в истории нашего участия в подобных выставках у нас собственный павильон) исходили именно из этого: нематериального, но осязаемого. Мы не повезли в Шанхай ни БелАЗы (которые хорошо продаются в Китае), ни тракторы, ни кормоуборочные комбайны. О них речь, конечно, тоже пойдет, но, что называется, в кулуарах, во время визитов делегаций областей. «Мы хотим себя показать уютной комфортной европейской страной, — рассуждает посол Беларуси в Китае Анатолий Тозик. — Страной, где много чистой хорошей воды, которую можно пить, где чистый воздух, которым можно дышать полной грудью, где красивые леса, ухоженные поля, аккуратные дороги, маленькие уютные города и села, где человек чувствует себя комфортно». Потому что если мы, белорусы, все эти богатства — воздух, воду и леса — воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, то многие другие страны (включая тот же Китай) испытывают их острую нехватку. Так что с этой точки зрения внимание (не исключено, что и удивление) нам гарантировано.
Лично я влюбилась в белорусский павильон с первого взгляда — когда только увидела проект фасада. Весь он украшен рисунками наших больших и малых городов, родными пейзажами, по которым так скучаешь здесь. Перспектива — когда взгляд не останавливается новостройкой или небоскребом, а скользит без преград до горизонта и за него — эта перспектива, скажу я вам, дорогого стоит. Чтобы убедиться в этом, есть смысл ехать в Шанхай, где сегодня за один день можно увидеть практически все уголки земного шара. Помните, как говорил поэт: «Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць». Шанхай сегодня дает такую возможность.
В Китае любят повторять: «Местоположение решает все». С точки зрения бизнеса — несомненно. Теперь я добавлю: и с точки зрения успешного пиара тоже. У павильона Беларуси — место стратегическое, отражающее географическое (и не только) положение нашей синеокой: аккурат на площади Европы. В двух десятках метров от входа в белорусский павильон — большая сцена, где практически каждый день будут проходить концерты, за нашей стеной — огромный ресторан на несколько тысяч мест, где будут подавать блюда десятков европейских кухонь. Благодаря столь выгодному соседству внимание нашему павильону обеспечено.
Шанхай — один из самых передовых городов Поднебесной, финансовая столица, настоящий мировой мегаполис. Удивить его трудно, особенно в условиях острой конкуренции: все 192 страны–участницы (исторический рекорд, несмотря на финансовый кризис, ни одно государство, даже бедное и потрясенное Гаити, от участия не отказалось) будут стараться привлечь к себе внимание. Например, фасад павильона Чехии отделан шайбами — прямой намек на положение в мире хоккея, Финляндия построила у себя сауну, а Литва в своем павильоне установила баскетбольную площадку: мало того, что благодаря играющему в НБА Яо Мину баскетбол — самый популярный в Поднебесной вид спорта, так еще и национальную сборную тренирует американский литовец. Перед каждой страной стоит весьма непростая задача: найти в себе изюминку, красиво ее подать — чтобы запомнили и друзьям, соседям, родственникам рассказали. Именно так создаются репутации — и стран тоже.
Перед павильоном Беларуси задача тоже такая — удивить и впечатлить. И хотя наш бюджет относительно невелик (мы потратим на участие во Всемирной выставке что–то около 2 млн. долларов, а, например, нашей соседке Польше только строительство павильона обошлось в 3 млн.), мы надеемся на то, что китайцы нас запомнят. Да, именно интересы китайцев нужно принимать во внимание в первую очередь, ведь из 70 млн. ожидаемых за время работы выставки посетителей примерно 67 млн. приедут со всех уголков Поднебесной.
Спроси у китайцев, кого из белорусов они знают, и большинство назовут два имени: Лукашенко и Самсонов. Владимир Самсонов — знаменитый теннисист, неоднократно побивавший китайцев в их самом любимом и с медальной точки зрения урожайном виде спорта — настольном теннисе. Поэтому запланированный на время работы выставки его товарищеский матч с одним из сильнейших игроков национальной сборной Китая наверняка вызовет большой интерес. Олимпийские чемпионы Пекина в гребле на байдарках братья Андрей и Александр Богдановичи проведут совместные тренировки с китайскими спортсменами и мастер–классы в шанхайском Центре гребли.
«Мы стремимся к тому, — рассказывает Анатолий Тозик, — чтобы каждый день на площадке в центре нашего павильона была живая музыка, выступления. У китайцев большой интерес к этнографии, национальной культуре, одежде, музыке, танцам. Думаю, этим мы тоже будем привлекать, чем–то будем сродни китайскому духу — нашим отношением к жизни». В павильоне откроется сувенирная лавка, а в ней — льняные скатерти и салфетки, изделия из соломки и другие традиционные белорусские вещицы. Все это уже и запланировано, и доставлено. Но при необходимости можно вносить изменения: «Мы хотим посмотреть в первые дни, как реагируют на наш павильон, на что обращают внимание, что покупают, а что нет, — отметил Анатолий Тозик. — Все можно скорректировать, алгоритм быстрой доставки отработан. Будем надеяться, что Беларусь оставит свой след в истории ЭКСПО».
Мы тоже пожелаем успеха и Всемирной выставке, и павильону Беларуси. Наша газета решила ввести специальную рубрику «Парад планеты» — регулярный дневник ЭКСПО. Хотите знать о выставке всё? Мы всё и расскажем.