Сегодня картины, прошедшие вместе с народными мстителями трудности и невзгоды военного времени, занимают целый зал в Ушачском музее народной славы имени Героя Советского Союза Владимира Лобанка... Жемчужины из коллекции
Многие из наших читателей прекрасно знают, что у партизан, действовавших во время Великой Отечественной в Полоцко–Лепельской зоне, были свои баня, пекарня, типография и даже аэродромы. Но вот о том, что в бригаде «Дубова», базировавшейся на территории Ушачского района, находилась самая настоящая картинная галерея, пожалуй, слышали не все. Сегодня картины, прошедшие вместе с народными мстителями трудности и невзгоды военного времени, занимают целый зал в Ушачском музее народной славы имени Героя Советского Союза Владимира Лобанка.
Вот, например, большое, состоящее из нескольких разноплановых живописных работ панно «Чапаев в бою». На одной из них изображены скачущие знаменитые конники Василия Ивановича, а на другой — ушачские партизаны громят фрицев! Говорят, во время войны эти холсты были приколочены к соснам в бригаде «Дубова». Между ними размещался портрет Сталина, перед которым была свалена вековая сосна. Пень от нее возвышался над землей метра на полтора и служил трибуной для ораторов на партизанских митингах.
Другие, менее массивные живописные и графические работы висели в отдельном специально срубленном домике. Вот «Бой под Пышно», где весной 1943–го партизаны отражали атаки гитлеровцев, снаряженных в карательную экспедицию «Котбус». Изображенный пулеметный расчет — все реальные люди. Об этом свидетельствует надпись в углу картины, сделанная рукой художника: братья Клоповы, медсестра Нина Флеговская, Надя Костюченко, бросившаяся со связкой гранат под гусеницы фашистского танка... А вот уже гравюра, на которой Гитлера выставили в смешном виде. Дальше видим акварельный портрет второго секретаря подпольного Ушачского райкома партии Степана Бородавкина, сделанные углем и карандашом наброски эпизодов боев, вид партизанской кузницы... Вот жители Путилковичей встречают партизан.
— Но кто все это рисовал? Когда? Каким образом? Зачем? — не удержался я и засыпал вопросами директора Ушачского музея народной славы Николая Кирпича.
— В начале войны двое профессиональных художников, служивших в Красной Армии, попали в окружение. Они бежали из лагеря военнопленных в Полоцке и очутились в лесу, — ответил Николай Николаевич. — Руководство партизанской бригады не могло не использовать их талант. С одной стороны, искусство вдохновляло народных мстителей на борьбу с захватчиками и высмеивало врага. С другой — играло роль своего рода поощрения. Отличился, например, Лобанок, тогда еще комиссар бригады, на большаке Лепель — Бочейково, вот его и вписали в картину! Также по приказу командования на холстах запечатлены комбриг Федор Дубровский, его заместитель по разведке Сергей Маркевич, разведчики Василий Косх и Вано Гиргишели...
Художников–партизан звали Николай Обриньбо и Николай Гутиев. Первый, кисти которого принадлежат все живописные работы партизанской галереи, окончил Ленинградский художественный институт, второй, занимавшийся графикой, создававший гравюры и сатирические плакаты, — Московский полиграфический. В 1943 году их картины вывезли в Москву, где они выставлялись в Третьяковской галерее.
Сегодня картины, прошедшие вместе с народными мстителями трудности и невзгоды военного времени, занимают целый зал в Ушачском музее народной славы имени Героя...