«Пошла публика и менее просвещённая». 21.by

«Пошла публика и менее просвещённая»

12.05.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Пианист Андрей Сикорский уверен: Шопена много не бывает, тем более в год 200-летия со дня рождения композитора. Солист Белгосфилармонии представил корреспонденту «БелГазеты» свое видение ситуации на отечественной академической сцене.-Сегодня белорусский музыкант - по-прежнему небожитель, напрямую общающийся с музами, или еще один работник бюджетной сферы, недовольный своей зарплатой?


- У каждого из нас есть свои потребности и желания, которые надо удовлетворять. Иногда встречается такое мнение: если человек музыкант, занимается классической музыкой, значит, он не от мира сего. Это не так. С одной стороны, конечно, мы постоянно соприкасаемся с великой музыкой, которую писали во все времена и которая будет жить вечно. С другой - мы такие же люди, как и все, абсолютно простые и нормальные. Мы ездим вместе со всеми в метро, вместе со всеми стоим в очередях за продуктами в магазинах.

(На фото: Для пианиста Андрея Сикорского Шопена много не бывает)

- ЮНЕСКО объявило 2010г. Годом Шопена, по версии Минкульта РБ 2010г. - Год Шопена в Беларуси. Насколько это обстоятельство наложило отпечаток на ваш репертуар?

- Шопен и так принадлежит к числу композиторов, творчество которых невозможно обойти - он занимает серьезную часть в исполнительском репертуаре. А 200 лет со дня рождения композитора - знаковая дата не только для музыкального сообщества, но и для всех культурных, цивилизованных людей. Поскольку Шопен большую часть своей гениальной музыки писал для фортепиано, то, естественно, ни один концертирующий пианист не может обойти ее стороной. Я тоже планирую в течение этого сезона сделать сольную программу из произведений Шопена…

Еще надо добавить, что у Шопена был современник, Роберт Шуман, они родились в один год. Считается, что 2010г. - Год Шопена и Шумана.

СИНДРОМ «Ш»

- Как должен пианист вести себя в Год Шопена? Играть Шопена больше, искать менее заигранные произведения, представлять тематические циклы?

- Да, некоторые берут и делают цикл, скажем, «Все сонаты Шопена» или «Все баллады Шопена». А редко исполняемые произведения у Шопена найти трудно - настолько его творчество изучено. Поскольку вся его музыка гениальна, его наследие исполняется в полном объеме - нет мало исполняемых или малоизвестных произведений.

- Еще композитор и критик Артюр Онеггер обращал внимание, что пианисты играют «либо Бетховена, либо Шопена», игнорируя современную музыку. Не кажется ли вам, что в Год Шопена эта «трагедия» для слушателя еще более усугубится?

- Нет, в наших концертных залах не только же один Шопен звучит! Вот недавно с маэстро Анисимовым мы исполняли концерт Брамса. А кто-то играет Рахманинова… Естественно, в юбилейный год очень большое место занимают концерты, в которых звучит музыка юбиляра. Вот был бы юбилей Бетховена, скажем 300 лет, тогда превалировала бы его музыка. Разве это плохо?

- В то же время и Шопен, и Бетховен составляют значительную часть того строго очерченного концертного репертуара, за границы которого наши музыканты и коллективы выходят редко…

- Конечно же, есть какой-то костяк из композиторов и произведений, но он достаточно широкий. Много у нас проходит и премьер, в т.ч. белорусских композиторов. Исполняется и музыка современная, которая, к сожалению, может, и не так активно культивируется у нас, как классическое наследие. Звучат и нововенская классика, и сочинения уж совсем авангардных композиторов. Но знаете, может быть, все-таки должно пройти какое-то время, чтобы это тоже стало классикой.

НЕТ НОТ

- Будем ждать 200 лет?

- Нет, я надеюсь, это наступит немножко раньше. Но тут ведь есть и масса чисто прозаических вопросов, например тот же нотный материал. Особенно если речь идет о симфонических концертах - все эти партитуры, партии… У нас не так много информационных выходов в этом плане… И получается: хочешь, а не можешь.

- Разве нотный материал сегодня не продается и не покупается? Вот есть министр культуры Павел Латушко - пожалуйста, составляйте список нот, которые вам нужны, несите ему…

- Нет, ну это решаемая проблема! Было бы большое желание… Выходы какие-то найти можно, в конце концов, все находится через какие-то нотные архивы в Интернете. Но информации маловато, конечно. В Европе в этом плане все гораздо более продвинуто - вплоть до электронных выходов в запасники библиотек. У нас с этим пока еще немножко проблематично.

- Получается, Беларусь находится в культурной изоляции…

- Культурной изоляцией происходящее никак не назовешь: мы не оторваны от остального мира. Да, у наших соседей что-то находится на более передовом уровне, в этом плане и у нас что-то могло бы быть лучше, но говорить о том, что в нашей стране происходит культурная катастрофа, я бы не стал.

ПУБЛИКА ИДЁТ

- А какую публику вы видите в зале на своих концертах?

- Академическая музыка, как и любое академическое искусство, довольно элитарна и не так уж и доступна широкой публике. Я концертирую уже достаточно большой отрезок времени, чтобы сказать, что прогресс налицо. Публика начинает идти к нам - появляются аншлаговые концерты классической музыки, когда зал переполнен. И при этом ведь не полный же зал набивается только одних музыкантов, которые этим живут и в этом варятся. Пошла публика и менее просвещенная.

- Вы говорите об элитарности, а тот же Денис Мацуев был «раскручен» абсолютно попсовыми средствами…

- Дениса Мацуева я прекрасно знаю лично. Не надо забывать, что его карьера начала раскручиваться после победы на Международном конкурсе им. Чайковского в 1998г. Это дало хороший стартовый плацдарм - сразу ангажемент, гастроли, записи и все остальное. При этом Мацуев действительно любит музыку и очень хорошо играет. Он и джазовые импровизации исполняет здорово, не замыкаясь сугубо на классической музыке. У него есть проекты и с саксофонистом Бутманом. Это правильно - максимально стараться разрушить барьер между академизмом и широкодоступным китчем.

Меняется время, меняется цивилизация, меняется мироощущение людей. Безусловно, есть традиции, которые мы как представители академической музыки просто обязаны блюсти. Но каждая эпоха привносит что-то свое.

ПОЖИРАТЕЛИ ЗВУКА

- Сегодня белорус, даже хорошо образованный, с трудом может назвать имена современных белорусских композиторов, исполнителей, коллективов…

- Немузыкант - да, но это оттого, что белорусская академическая музыка у нас все еще имеет недостаточно широкий диапазон исполнения. Если бы она звучала по радио - не в смысле «сейчас мы послушаем симфонию такого-то в исполнении такого-то оркестра», а просто даже в виде маленьких заставочек - человек, может, и не будет к этому прислушиваться, но в памяти у него останется: ага, звучал отрывок из произведения, скажем, Сергея Кортеса. А потом он однажды прислушается и подумает: «А ничего! Может, и стоит это послушать целиком!» Возможно, я безнадежный оптимист, но такой вариант исправления ситуации мне кажется вполне реальным.

- Каков процент произведений белорусских композиторов в вашем репертуаре?

- Многие наши композиторы просто обращаются ко мне: исполни то-то, запиши то-то. Я никогда не отказываюсь. Но в то же время мы, музыканты, люди где-то подневольные: мы не планируем целиком и полностью, что мы будем играть. Но любое знаковое событие - открытие сезона, фестиваля - у нас никогда не обходится без премьеры какого-либо белорусского композитора. И не потому, что это нужно кому-то сверху - желание исходит от самих дирижеров, от творческого руководства самой филармонии.

- Где в Минске можно послушать Андрея Сикорского в хорошей акустике?

- Когда строят музыкальные залы, вызывают целую бригаду специалистов для организации нужной акустики. А у нас очень любят в залах обилие ковров и мягких кресел, которые просто пожирают звук. В филармонии и до ремонта была не самая лучшая акустика. Этот недостаток, в принципе, мы стараемся исправлять своими средствами.

Зал Академии музыки намного лучше с точки зрения акустики, но там, к сожалению, очень мало места. Неплохой в филармонии камерный зал им. Ширмы, но симфонический оркестр туда не посадишь… Вот во Дворце Республики - самые лучшие аппаратура и подзвучка: есть ощущение натурального звука.

СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Сикорский родился в 1967г. в Минске. В 1985г. окончил Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки (БГАМ). В 1991г. окончил Московскую консерваторию. Лауреат международных конкурсов, в т. ч. Гран-при Международного конкурса им. Виотти (Италия, 1991г.) и Международного конкурса «Фортепиано-Минск-96» (первая премия). Солист Белгосфилармонии, преподает в БГАМ.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пианист Андрей Сикорский уверен: Шопена много не бывает, тем более в год 200-летия со дня рождения композитора. Солист Белгосфилармонии представил корреспонденту...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика