«Партизанфильмом» белорусскую киностудию называют не просто так. С советских времен «Беларусьфильм» специализировался на создании эпического военного кино. Партизанские войны, батальные сцены Первой и Второй мировой войн, современные боевые действия – чего только ни снимали наши кинематографисты.
Порой в кадре были задействованы одновременно сотни единиц оружия, которое реалистично стреляло, «светилось» в крупных планах, - обыкновенными муляжами тут не обойдешься. Да и не нужны нашим кинематографистам деревянные ружья - на киностудии есть собственный арсенал с самым настоящим оружием.
Все оружие «Беларусьфильма» храниться в неприметном одноэтажном здании с решетками на окнах, затерявшемся среди многочисленных построек киностудии, пишет «Обозреватель». Киношники этот «арсенал» называют пиротехническим участком. По центру прихожей арсенала стоит самый настоящий пулемет «Максим» - его готовят к съемкам. - На сегодняшний день у нас на учете 1150 стволов оружия, которое в основном представляет вооружение, использовавшееся в Первой и Второй мировых войнах, - рассказывает пиротехник Андрей Алушкин. - Автоматы, пулеметы, пистолеты, состоявшие в свое время на вооружении нашей армии, а также трофейные стволы поступили нам из запасников Музея истории Великой Отечественной войны. Все оружие в свое время было боевым. Многие стволы использовались в военных действиях. После этого поступлений практически не было. Только в 2008-м получили от Министерства обороны 135 единиц оружия - эхо Второй мировой войны: «Маузеры», автоматы ППШ и около 10 автоматов Калашникова.
Андрей Владимирович некоторое время гремит ключами, отпирая массивную железную дверь. Включается свет, и перед нашими глазами предстают уходящие вдаль ряды с самым разнообразным оружием. На переднем плане - стоящие в ряд несколько десятков винтовок Мосина. - У нас много оружия 1900 года, эти винтовки наверняка стреляли еще в Гражданскую войну, - рассказывает пиротехник. Проводя нас между рядов, Андрей Алушкин показывает на очередной ряд. Там представлены практически все модификации автомата Калашникова. Далее - многочисленные марки различного оружия: советские СКС, КАУ-44, ППШ, немецкие МП-40, МП-44, карабины «Маузер»… На почетном месте лежит раритет - обрез винтовки «Манлихер» 1895 года выпуска. Отдельно стоит оптическая винтовка, сделанная для фильма «Снайпер». Прицел - муляж, таких уже не найти. В самом конце длинного зала - стеллажи с тяжелым оружием: пулеметы, минометы, противотанковые ружья. Достать и повертеть такое оружие в руках не получится - к примеру, пулемет Дегтярёва-Шпагина весит 145 килограммов. Пиротехник обращает внимание, что каждая единица оружия переделана таким образом, чтобы из нее нельзя было стрелять боевыми патронами.
- В прошлом году я ездил в Брест для участие в кинопроекте «Брестская крепость». Во время съемок были большие батальные массовки. Работали две пиротехнические группы - московская и белорусская. Использовалось много оружия, по сценарию пиротехникам требовалось обеспечить много взрывов, что было достаточно сложно, так как взрывы должны были греметь среди большой группы бегущих людей. Был, конечно, риск - но все, к счастью, обошлось. А вот некоторое оружие не выдержало. Ломались приклады, механизмы. Вот, кстати, последствия этих съемок, - Андрей Алушкин открывает зеленый деревянный ящик армейского образца, стоящий в проходе между стойками с оружием. В ящике - десятки поломанных и полуразобранных винтовок и автоматов. - Починить это будет очень сложно - признается пиротехник. У нас для подобного вида работ практически нет условий. Кстати, большинство умельцев пиротехнического участка, прекрасно разбирающихся в оружии разных времен и народов, - самоучки. Даже если приходят ребята после армии, это им все равно не сильно помогает (там их не учат пользоваться оружием старого образца). Мало того, на «Беларусьфильме» оно стреляет холостыми патронами - а это тоже своя отдельная специфика.
Одна из основных проблем, которая сейчас стоит перед пиротехниками, - острая нехватка современного оружия. Снимая собственное кино, «Беларусьфильм» одновременно предоставляет свои услуги зарубежным кинокомпаниям, и тем постоянно требуются в кадре новинки вооружения. - Для того чтобы создать муляж знаменитого американского автомата М-16, использовали трофейную немецкую штурмовую винтовку МП-44 времен Второй мировой. Она оказалась на удивление универсальной, и в следующий раз для американских кинематографистов из нее смастерили муляжи двух пистолетов-пулеметов УЗИ. Кинематографисты из Прибалтики, Украины и нескольких стран Евросоюза, побывавшие на «Беларусьфильме», смотрят на оружейные запасники с неподдельным восторгом. При этом стоит оговориться - коллекция отечественной киностудии, несмотря на внушительные размеры, далеко не самая большая - к примеру, в арсенале «Мосфильма» только одних танков насчитывается около 200 штук. Но белорусы не комплексуют и продолжают не спеша «вооружаться». По словам Андрея Алушкина, уже решен вопрос о постоянной безвозмездной передаче киностудии списанного в Министерстве обороны оружия. Это позволит расширить коллекцию, пополнить ее более современными видами оружия.
«Партизанфильмом» белорусскую киностудию называют не просто так. С советских времен «Беларусьфильм» специализировался на создании эпического военного кино....